Как женщина перестает быть куклой. Драма «Нора», Лариса Малевана

Творческая жизнь актрисы почти вся связана с городом на Неве, где она училась в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. После его окончания молодая актриса вместе с мужем — Геннадием Опорковым, закончившим режиссерский факультет, уехала в Красноярск.

Три года они жили и работали в только-только открытом Театре юного зрителя.

В 1968-м актерско-режиссерская семья вернулась в Ленинград и работала в театре им. Ленсовета, а потом в театре им. Ленинского комсомола. Но брак распался в середине 70-х, и Ларису Ивановну пригласили в БДТ, где она прослужила более 30 лет.

Востребованная в театре и кино актриса снялась всего в трех телевизионных спектаклях. В архивах Гостелерадиофонда хранятся два из них. «Лика» 1978 года и «Нора» 1980-го.

Обе постановки сняты Главной редакцией литературно-драматических программ Центрального телевидения. Каждая роль в них для Ларисы Ивановны была главной и очень сложной и психологически, и эмоционально.

Обратимся в спектаклю «Нора», снятому по пьесе Г.Ибсена «Кукольный дом», написанной за сто лет до ее появления на советских экранах. Актерский ансамбль, принявший участие в съемках, впечатляет: Анатолий Ромашин, Владимир Заманский, Елизавета Никищихина, Игорь Кваша, Антонина Богданова, Татьяна Егорова и др.

Камерная атмосфера, выдержанная в спектакле, только оттеняет актерское мастерство исполнителей. В центре постановки — жертвенная фигура Норы, женщины-куколки, на первый — поверхностный — взгляд живущей в достатке и покое с любимым мужем и прелестными детьми.

Шантаж, последовавший вослед допущенной когда-то ошибки в финансовых делах, разрушает благополучие Норы.

И тогда из пепла, в который обращается ее брак и тот уютный мирок, о котором она так заботилась, рождается новая женщина. Это уже не кукла, украшающая дом, но человек — решительный и твердый, желающий жить иначе… Оторваться от созерцания этого процесса невозможно.

Оцените статью
Как женщина перестает быть куклой. Драма «Нора», Лариса Малевана
Фильм «Соломенная шляпка»: смелая роль Козакова, письма зрителей и отказ Рязанова