Общеизвестен тот факт, что Л. И. Брежнев очень любил кино. Поэтому, если появлялся новый фильм, наш или зарубежный, то нередко его привозили на дачу к Генсеку, где он их и просматривал.
Леонид Ильич видел дальше и больше, если это касалось кино, в противовес своим подчиненным, которые запросто могли положить фильм на полку и на многие десятилетия забыть о нем. Поэтому, некоторые из фильмов, которые сегодня являются классикой советского кинематографа, мы смогли посмотреть только благодаря Леониду Ильичу.
Вот о них мы и расскажем в нашей новой статье.
Леонид Гайдай. «Кавказская пленница»
Фильм сняли в 1966 году и после показа в Госкино, чиновники отказались его принимать. В первую очередь, они возмутились некоторым шуткам в фильме, которые, на их взгляд, были аморальными. К примеру, они прицепились к песне «Если б я был султан». Как это так, иметь три жены? Непорядок! Одним словом, они сделали вывод, что фильм полностью антисоветский и запретили его к показу. Но прошло совсем немного времени, и режиссер получил поздравление от председателя Госкино, который сообщил, что фильм выходит на экраны и при этом в самой высшей категории. Как же так?
Дело в том, что в выходные дни Брежнев решил посмотреть свежую комедию и ему показали забракованный фильм. Леонид Ильич при просмотре так смеялся, что на его глазах даже выступили слезы. Ему фильм так понравился, что он смотрел его несколько раз и буквально выучил наизусть. И когда показывал другим членам Политбюро, то постоянно комментировал.
В этот же день Генсек позвонил в Госкино и поздравил всех с новым, просто замечательным, фильмом. Комедии Гайдая тут же был присвоен высший рейтинг, а советские люди смогли увидеть этот фильм благодаря чудесному чувству юмора Леонида Ильича.
Леонид Гайдай. «Бриллиантовая рука»
Эту комедию сняли в 1968 году, спустя два года после «Кавказской пленницы» и с приемом фильма опять случилась подобная история. После просмотра чиновники были единодушны – фильм показывать советскому зрителю нельзя. Им не понравилось, что в фильме много двусмысленности, а шутки и песни, так вообще никуда не годятся. Одним словом, фильм аморальный!
История повторялась. Леонид Ильич попросил привезти к нему новенькую комедию на выходные дни, чтобы отдохнуть и расслабиться. Очередная комедия Гайдая пришлась Генсеку по душе. Он смеялся до слез и посмотрел картину два раза подряд. Затем он позвонил в Госкино и приказал, чтобы картину, как можно скорее, выпустили в широкий прокат.
Владимир Мотыль. «Белое солнце пустыни»
Комедийную драму сняли в 1969 году. При показе в Госкино чиновники сделали очень много замечаний создателям фильма. Например, им не понравилось, что в конце один из героев погибает. По их мнению, такая грустная развязка была не к чему. Также они были против некоторых сценарных решений. К примеру, когда Петруха влюбился в одну из жен Абдуллы. Она ведь жена басмача!
Как результат, режиссер должен был внести, в общей сложности, порядка 30 правок, а некоторые сцены пришлось бы целиком переснимать. Режиссер отказался и тогда фильм запретили к показу.
Леонид Ильич очень уважал американские вестерны и в 1969 году попросил, чтобы ему привезли что нибудь новенькое из этого жанра. Но по ошибке, ему доставили на дачу копию фильма «Белое солнце пустыни» (а может и не по ошибке – тогда редко в чем ошибались, особенно на таком уровне). Леонид Ильич остался в восторге от просмотра. Кстати, особо ему понравилась сцена драки на корабле. Он позвонил в Госкино и приказал, чтобы фильм тут же выпустили в широкий прокат.
Хотя Владимиру Мотылю все-таки пришлось внести некоторые правки, но на общую концепцию фильма они не повлияли. И в 1970 году «Белое солнце» был показан советскому зрителю.
Вскоре этот фильм стал одним из самых любимых и его посмотрело за год 50 млн. зрителей и это абсолютный рекорд среди советских фильмов.
Александр Серый. «Джентльмены удачи»
Картину сняли в 1971 году. И снова чиновники от Госкино возмутились. Их не устроил блатной жаргон в комедии. Также они были недовольны тем, что уголовники в фильме получили некий налет романтизма. А это, по их мнению, совсем недопустимо.
И здесь опять вмешался Леонид Ильич. К нему привез картину глава МВД Чурбанов, который был зятем Брежнева. Они смотрели фильм вместе, а Чурбанов постоянно вставлял комментарии. В результате, картина Генсеку очень понравилась. И ни слова не было сказано о том, что комедия противоречит идеям социализма.
Вскоре фильм вышел на широкий экран и стал одним из наиболее любимых советских фильмов.
Андрей Смирнов. «Белорусский вокзал»
Картину сняли в 1971 году. И буквально на следующий день создателей фильма обвинили в том, что ими был неправильно показан образ советского милиционера. Поэтому, было предложено переснять несколько моментов. Но создатели картины воспротивились такому решению и решили показать фильм высшим партийным руководителям страны. Так его увидел Л.И.Брежнев, и фильм затронул его за живое. Да так сильно, что когда в кадре Нина Ургант пела песню, то Генсек даже заплакал.
Наверху сразу поняли, что надо как можно скорее выпускать фильм в широкий прокат. А та песня, что так растрогала Генсека, теперь звучала почти на всех концертах.
Борис Дуров. «Пираты XX века»
Картину закончили снимать в 1979 году. Из-за того, что в фильме было показано каратэ, которое было запрещено в СССР, фильм едва не запретили. Вначале фильм был показан руководству ЦК ВЛКСМ, и идеологи этой молодежной организации сразу его запретили. Интересно, но вот в Госкино, столь категоричны не были и фильм разрешили. Но комсомольские вожди думали по-другому.
Возникла сложная ситуация и неизвестно, как бы все кончилось, если бы картину не привезли для просмотра на дачу к Брежневу. Леониду Ильичу очень понравился фильм с динамичным и напряженным сюжетом, и он распорядился, чтобы фильм как можно быстрее выпустили в широкий прокат.
Эльдар Рязанов. «Гараж»
Фильм был снят в 1980 году и в этом же году состоялся его премьерный показ в Доме кино. Зрители приняли сатирическую комедию с восторгом и, казалось бы, что после такой удачной премьеры дорога на широкий экран открыта. Но все оказалось не так просто. Неизвестно почему, но фильм был выпущен очень малым тиражом, поэтому в столице комедию не показывали, а посмотреть ее можно было только в Подмосковье.
Кроме этого появилась опасность, что его вообще запретят к показу, так как чиновникам очень не понравилась едкая цензура.
Так бы и случилось, если бы не вмешался всесильный Генсек, который как раз в это время открывал очередной пленум ЦК КПСС, где в своей речи сказал, что надо как можно активнее выискивать и подвергать критике недочеты, которые есть в общественной жизни. Чиновники от кино сразу смекнули, что этот фильм появился как нельзя кстати, и в полной мере отвечает на партийный призыв.