Что мы представляем себе услышав фразу д’Артаньян и три мушкетера? Прекрасный советский музыкальный телефильм, с Боярским, Смеховым, Смирнитским и Старыгиным в ролях мушкетеров. Этот образ четырех смельчаков в синих накидках с белым крестом на спине, девиз которых «Один за всех, и все за одного!» невероятно узнаваем и прочно вошел в наше сознание.
В своём знаменитом романе «Три мушкетёра» 1844 года Александр Дюма переносит читателя во Францию XVII века и в мир приключений четырёх боевых товарищей. Однако приключения, описанные Дюма, и многократно воплощенные на киноэкранах резко контрастируют с суровой и жестокой реальностью мушкетёров королевской гвардии.
В этой статье мы поговорим о том, каковы были мушкетеры на самом деле. Оригинальное название романа — «Les Trois Mousquetaires» — основано на событиях XVII века и рассказывает историю Д’Артаньяна и его вступления в ряды мушкетёров гвардии. Вместе они отправляются в многочисленные приключения, часто защищая короля Франции.
Роман относится к жанру «плаща и шпаги», то есть это приключенческая история, сосредоточенная вокруг героического главного героя, который часто является благородным изгоем, сражающимся против коррумпированных элит. Из других героев этого жанра можно вспомнить к примеру, Робина Гуда или Зорро. Роман Дюма публиковался по главам в 1844-м году в парижской газете «Le Siècle».
Каждый выпуск газеты включал новую часть истории, что напоминало современные телесериалы. Это был распространённый способ публикации в XIX веке, когда у большинства читателей не было средств на покупку целой книги. Французская публика не могла насытиться творчеством Дюма.
В местах, где продавался «Le Siècle», выстраивались очереди за новым выпуском. Дюма воспользовался успехом и написал два продолжения под названиями «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон».
Лишь немногие исторические персонажи вдохновили больше произведений искусства чем четверка бесстрашных мушкетеров, вышедшая из под пера Дюма. От мультфильмов до мюзиклов, от фильмов до телесериалов — «Три мушкетёра» остаются одним из самых экранизируемых произведений в истории.
Вымышленная история «Трёх мушкетёров» основана на французской истории XVII века и исторических персонажах, хотя Дюма вносил в неё свои художественные изменения. Впрочем с историческим материалом Дюма относился весьма вольно и в угоду сюжету перекраивал события реальной истории как ему вздумается.
Это было время, когда Франция переживала революции, политические потрясения и быстрые культурные изменения. Романтизированное прошлое было принято современными ему французскими читателями на ура. «Три мушкетёра» и их продолжения не создавали точную картину истории, но умело создавали мир фантазий, основанный на Франции XVII века, уводя от повседневных забот.
Одним из источников для «Трёх мушкетёров» является произведение XVII века «Мемуары господина д’Артаньяна», написанное Гатьеном де Куртилем де Сандра, французским писателем, который, как говорят, сам служил мушкетёром. Это приводит нас к историческому персонажу, ставшему героем истории — д’Артаньяну. Его настоящее имя было Шарль де Батц-Кастельмор д’Артаньян.
Он был младшим сыном семьи из низового дворянства в перенаселённой и бедной Гаскони. В 1630-х годах он отправился в Париж, что примерно на 15–25 лет позже чем время, когда разворачиваются события романа. Первые упоминания о д’Артаньяне как о мушкетере относятся к 1633 году.
Дальнейшая его жизнь остаётся малоизвестной до 1646 года, когда он служил кардиналу Мазарини, преемнику Ришельё, главному министру Франции. Д’Артаньян проявил себя как преданный слуга короля Людовика XIV и королевской семьи. Став капитаном полка французской гвардии в 1655 году, д’Артаньян был назначен заместителем командира королевских мушкетёров.
К 1667 году он стал капитан-лейтенантом первой роты, что фактически сделало его командиром подразделения, так как старше него по званию во всем полку мушкетеров был только король. Мушкетёры были близки к королю, и с 1661 года Людовик XIV поручал д’Артаньяну важнейшие тайные миссии. Несмотря на успехи, д’Артаньян был счастливее всего на поле боя со своими людьми.
Ему было суждено погибнуть от шальной пули 25 июня 1673 года во время осады Маастрихта. Людовик XIV был глубоко потрясён утратой и устроил траурную мессу в своей личной часовне, а знаменитый поэт Джулиани де Сент-Блез написал стихотворение в его честь.
Атос, Портос и Арамис также основаны на реальных мушкетёрах, однако неизвестно, встречались ли они. Все трое были сыновьями дворян из сельской местности Беарна. Атос, или Арман де Сийак д’Атос д’Отевьель, был одним из младших сыновей в своей семье и, следовательно, не мог рассчитывать унаследовать имущество отца.
Ему оставалось выбрать между служением в церкви или армии. Он выбрал второе и, отслужив в французской гвардии, присоединился к мушкетёрам в 1641 году. Он был похоронен в Париже 22 декабря 1643-го года, после того как днем ранее погиб на дуэли.
Исторический Арамис был известен как Анри д’Арамис. Он владел землями и был настоятелем в регионе Беарн. Он не был первым в своей семье, кто вступил в ряды мушкетёров; он пошёл по стопам своего отца. Арамис вступил в 1641 году и служил до 1646 года.
Наконец, Портос основан на Исааке де Порто, который также происходил из семьи низового дворянства. В 1642 году его имя упоминается в списках французской гвардии. Он присоединился к мушкетёрам в 1643 году и вышел в отставку в 1646 году, возможно, из-за ранения. Позже он присоединился к гарнизону в Наваринской цитадели, что было обычной должностью для военных после ранения.
Ещё одним историческим персонажем, который достаточно точно отражён в романе «Три мушкетёра», является Жан-Арман де Бертран, граф де Тревиль. Он сыграл важную роль в истории мушкетёров.
В 1622 году, во время гугенотских войн, Людовик XIII создал кавалерийский отряд, вооружённый мушкетами. Новое подразделение состояло преимущественно из дворян и сражалось как верхом, так и пешком. Хотя их называли мушкетёрами, их снаряжение скорее напоминало драгун.
Король сам стал капитаном своих мушкетёров и назначил де Тревиля заместителем. Де Тревиль за следующие десятилетия профессионализировал и объединил мушкетёров, сделав их специализированным подразделением личной охраны и осадных действий.
Таким образом, мушкетёры стали символом королевской власти. Де Тревиль также происходил из Беарна и был дальним родственником Портоса и Атоса, а также был близким другом отца д’Артаньяна. По его протекции многие дворяне Беарна попали в ряды королевских мушкетеров.
Дюма использовал этот исторический момент, описав, как д’Артаньян прибыл в Париж с рекомендательным письмом от отца к де Тревилю. С большой вероятностью, у любого новобранца было бы такое письмо от родственника или влиятельного знакомого, уже служившего в роте. Мушкетёры не были простыми солдатами, а, как и герои романа, являлись представителями низового дворянства.
По мнению профессора истории Эрве Древийона, новобранец начиная службу в рядах королевских мушкетеров зачастую встречал в своей воинской части членов своей семьи, родственников, друзей. Это отличается от романа Дюма, который изображает мушкетёра как одинокого искателя приключений, слабо связанного с семьёй. В целом, мушкетёры были частью сложной сети родственных и клиентских связей.
Средний новобранец был очень молод, примерно 17 лет, физически и психологически подготовлен и имел базовые навыки фехтования, верховой езды и стрельбы. В этом смысле мушкетёры были своего рода профессиональной школой для молодых дворян, элитной военной академией, обучавшей избранных молодых людей королевства служению величию и власти короля.
Как и мушкетёры Дюма, реальные мушкетёры главным образом выполняли роль телохранителей короля и его семьи. Мушкетёры королевской гвардии входили в ближний круг короля Франции, многие из них были доверенными лицами короля.
Мушкетеры несли караульную службу на территории дворца, охраняли личные покои короля, сопровождали его на выездах и прогулках. Имея постоянно рядом с собой преданных ему и хорошо подготовленных вооруженных людей король нередко поручал мушкетерам важные личные поручения.
Каждое утро после пробуждения короля и каждый вечер перед его отходом ко сну дежурный мушкетёр приходил к королю, чтобы получить приказы на ночь или на следующий день. Однако их обязанности не ограничивались личной охраной короля. Главное отличие между реальными и вымышленными мушкетёрами заключается в их поведении.
Если Дюма изображает мушкетёров как ловких и быстрых дуэлянтов, которые больше полагаются на остроумие, чем на насилие, то реальные мушкетёры прежде всего они были элитными солдатами. Это было высокопрофессиональное военное подразделение, использовавшее самые современные на тот момент виды оружия и умевшее обращаться с ним смертельно эффективно.
Помимо шпаг, мушкетёры не менее умело владели мушкетами и пистолетами, которые были столь же важны в бою. Они сражались в многочисленных битвах и славились тем, что шли на штурм не страшась смерти. В XVII веке, однако, многие вооружённые конфликты были долгими и кровопролитными осадами, в которых решающую роль играли финансовые затраты, а не человеческие потери.
По словам историка Реми Масона, который в 2013 году защитил докторскую диссертацию о мушкетёрах, в среде мушкетёров существовала культура храбрости, исключавшая страх. Мушкетеры буквально рвались в бой презирая опасность.
Во время осады Монса в 1691 году король был вынужден приказать командиру стрелять в каждого мушкетёра, идущего вперёд без команды, чтобы предотвратить массовую неподготовленную атаку.
Так же, как в романе, существовал еще один полк – гвардейцы кардинала, которые выполняли аналогичную роль при кардинале. Ришелье был мишенью многочисленных заговоров и покушений. Конфликт между двумя гвардиями, приведший к нескольким схваткам в романе, также имеет историческую основу. По словам Реми Масона, соперничество между этими подразделениями не было выдумкой романиста.
Дуэли и стычки между людьми кардинала и мушкетёрами королевской гвардии были распространены. Дуэли были джентльменским способом разрешения личных конфликтов на протяжении всего Средневековья и раннего Нового времени. В XVI веке фехтовальные поединки со шпагами были самым распространённым видом дуэли.
Поединки между дворянами были настолько частыми, что стали серьёзной социальной проблемой. С одной стороны, историки оценивают, что в период с 1588 по 1608 годы в дуэлях погибло до 10 000 человек. С другой стороны, как отмечает Эрве Древийон, дуэли были формой самосудия и таким образом подрывали королевскую юрисдикцию и власть.
В 1626 году был издан королевский указ, запрещавший дуэли под страхом смертной казни. Тем не менее, схватки между мушкетёрами и людьми Ришельё продолжались и на них смотрели сквозь пальцы. Эти поединки рассматривались как спортивные соревнования и с энтузиазмом наблюдались публикой.
Дуэли также способствовали военному престижу обоих подразделений. Когда в 1633 году умер Людовик XIII, мушкетёры потеряли своё привилегированное положение фаворитов короля. Их командир де Тревиль и преемник Ришельё, кардинал Мазарини, не ладили между собой.
Мазарини хотел заменить де Тревиля своим родственником, но капитан-лейтенант категорически отказался покинуть пост. В ответ на это Мазарини просто распустил мушкетёров королевской гвардии.
Лишь через двадцать четыре года лет в 1657 году королевская гвардия была восстановлена. После смерти кардинала Мазарини король включил его людей в свою гвардию, таким образом, образовав вторую роту мушкетёров королевской гвардии.
Каждая из рот насчитывала около 300 человек. Король был капитаном обеих рот, хотя фактически ими командовали капитан-лейтенанты, занимавшие вторые по старшинству должности.
Вскоре первая рота получила название «Серых мушкетёров», а вторая — «Чёрных мушкетёров» в честь цвета их лошадей. В 1775 году мушкетёры были распущены по финансовым причинам. После этого они восстанавливались трижды на короткие периоды, но окончательно были упразднены Людовиком XVIII 31 декабря 1815 года.
Роман «Три мушкетёра» явно основан на истории. Дюма мастерски вплёл биографии и факты исторических персонажей в вымышленный сюжет. В результате он создал романтизированный образ Франции XVII века. Хотя мушкетёры действительно служили в непосредственной близости к королю, они не были героями-победителями и искателями приключений. Они были закалёнными в боях элитными солдатами.
Они не были независимыми и свободными искателями возможностей, а являлись частью сложной социальной сети сельского дворянства. Настоящие мушкетёры были жестокими и бесстрашными воинами, без колебаний выполнявшими приказы короля и привыкшими смотреть смерти в лицо. И в этом они были довольно похожи на своих литературных двойников.