В 1982 году Леонид Гайдай снял комедию «Спортлото 82». Это был последний фильм Гайдая, который стал лидером проката. В 1982 году комедию посмотрели 55 миллионов зрителей.
А далее различные факты, связанные с фильмом и историей его создания:
1. После своих не самых удачных работ — «Инкогнито из Петербурга» и «За спичками» (где действие происходило «в прошлом»), снятых по известным произведениям, Леонид Гайдай снова захотел попробовать снять комедию, но по оригинальному сценарию и на современную тему.
2. Съемки нового фильма предусматривали наличие хорошего сценария. А такого не было. Всё, что просматривал Леонид Гайдай, ему не нравилось. На выручку пришел Владлен Бахнов, который подал заявку на сценарий о погоне за выигрышным лотерейным билетом. И Гайдай сразу оценил перспективу такого фильма. Он уже снял два фильма «о поисках клада» — «Бриллиантовая рука» и «12 стульев», а потому решил снять и третий фильм на эту же тему.
3. На съемках нового фильма Леонид Гайдай захотел поработать с «молодежью». В частности, он хотел снимать Михаила Боярского и Ларису Удовиченко. Но после кинопроб задумка была переиграна.
4. На главную роль Кости сразу стал претендовать Альгис Арлаускас. Он уже имел опыт съемки в кино и полностью устраивал Леонида Гайдая. В роли жулика Сан Саныча изначально видели Михаила Пуговкина, а потому кинопробы на эту роль не проводились. На роль его помощника Степана претендовало два актера — Михаил Боярский и Михаил Кокшенов. Также Боярский участвовал в кинопробах на роль жениха Тани. Лариса Удовиченко долгое время рассматривалась как основной претендент на роль Тани.
5. После кинопроб и худсовета было решено отказаться от Михаила Боярского и Ларисы Удовиченко. Причина была простая — главные герои должны были быть молодыми. И тут нужно было бы подбирать актеров либо под Удовиченко, либо под Арлаускаса. В итоге Гайдай принял решение «идти от Арлаускаса». Ларисе Удовиченко на момент съемок было 26 лет, а Боярскому — 32. А вот Светлане Амановой было всего 20 лет. В итоге, получилась новая пара «Шурик и Нина», но только «Костя и Таня».
6. Но от услуг Михаила Боярского решили не отказываться. Он исполнил песню «За удачей спешим». Даже Лариса Удовиченко пригодилась. Именно ее голосом говорит секретарша в исполнении Луизы Мосендз.
7. Светлана Аманова имела темный цвет волос. Это не устроило Леонида Гайдая, так как в кадре получалось бы «три темные головы» — Аманова, Арлаускас и Кмит. Пришлось перекрасить Аманову в блондинку (также как в свое время был перекрашен Александр Демьяненко).
8. Известно, что в сцене, когда Сан Саныч и Степан воспользовались услугами бесстрашного мотоциклиста, присутствовал еще и барашек, которого должен был держать Сан Саныч. Но во время съемок эпизода барашек сильно пугался и вел себя неспокойно. Пришлось отказать ему в съемках (но он не расстроился).
9. В самом начале съемок с Михаилом Пуговкиным произошел трагичный случай. Он ошпарился кипятком из своего термоса. Ожог был таким серьезным, что актера положили в больницу. Актер испугался, что не сможет продолжить съемки, а потому попросил Гайдая искать замену. Но режиссер сказал — «Будем ждать выздоровления». Но даже после выздоровления Пуговкин чувствовал большой дискомфорт на съемках. В итоге, ему не понравилась ни роль, ни фильм.
10. Для съемок эпизода «Марафонец», когда Степа по темноте бежит по асфальтированной дороге, понадобилось сделать четыре дубля. Михаил Кокшенов на это заметил, что если хочешь сниматься у Гайдая, то нужна очень хорошая спортивная подготовка. Но Кокшенов действительно был спортивным — он играл в футбол за сборную «Мосфильма», занимался лыжами, был противником табака и спиртного.
11. Во время съемок эпизода, когда директор турбазы и его секретарша отдыхают в лодке, Леонид попросил актрису Луизу Мосендз сыграть этот эпизод без верхней части купальника. Он объяснил это тем, что фильм будет продаваться в Финляндию, а там любят красивые женские тела. Тут можно вспомнить фильм «За спичками», где для финнов присутствовал дополнительный эпизод. Луиза Мосендз согласилась сыграть эпизод, а Борислав Брондуков сказал, что специально разместится в лодке так, чтобы ничего не видеть, дабы актриса лишний раз не переживала за «сложный эпизод».
11. После выхода фильма только ленивый критик не увидел, что Гайдай попытался «воскресить Шурика». Наверное, так оно и было. В частности, на Шурика намекал эпизод, когда Костя был так увлечен, что съел всю еду Тани (как раньше это делал Шурик в квартире у Лиды).
12. Фильм «Спортлото 82» был единственным фильмом, на котором сотрудничали Леонид Гайдай и Владлен Бахнов, который не был основан на художественном произведении. До этого они вместе работали над такими фильмами как «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «Инкогнито из Петербурга», «За спичками».