Какой серьёзный изъян я заметил в персонаже Гуськова в фильме «Классик», который полностью перевернул моё восприятие картины

«Классик» 1998 года я считаю одним из самых уникальных представителей так называемого «криминального» жанра в отечественном кино. Несмотря на то, что в жанрах он обозначается как «боевик», основной упор делается не на экшн, перестрелки и драки, а на напряжённую игру в бильярд, что в принципе уже крайне нехарактерно для подобных картин.

Именно за счёт этого «Классик» и выделяется на фоне общей массы прямолинейных простых «боевичков» – он ощущается интереснее и глубже, что подчёркивается небольшим масштабом событий (большая часть фильма происходит в рамках одной бильярдной комнаты) и общим сюжетом.

Самого «Классика» по имени Юрий в исполнении Алексея Гуськова я могу выделить, как главное преимущество фильма. Интригующая экспозиция сопровождается постепенным раскрытием образа «Классика» через демонстрацию его мастерских навыков игры. Ну и Алексей Геннадьевич, как и всегда, великолепно смотрится в кадре.

Однако в ходе пересмотра я обратил внимание на одну, казалось бы, непримечательную деталь, кардинально изменившую моё отношение к персонажу Гуськова и всей картине в целом.

Если так подумать, Классик никогда не являлся сугубо положительным персонажем. Как минимум, потому что он работает на бандитов, нанявших его как раз для того, чтобы отыграть обратно деньги, украденные их уже бывшим товарищем Андреем Ставицким (Юозас Будрайтис).

И всё же, при первом просмотре противостояние Классика и Ставицкого выглядело, как такое «доблестное сражение за справедливость», где Классик является воплощением высоких идеалов. У меня в принципе сложилось ощущение, будто деньги его не сильно интересует – главное сам процесс игры в бильярд, а заодно отличная возможность поставить на место распоясавшегося Ставицкого. Но так ли всё однозначно на самом деле?

Гуськов сыграл цепляющего харизматичного персонажа, но главная ошибка Классика состояла именно в его чрезмерном хладнокровии. Андрея Андреевича никак нельзя оправдать – он вор и обманщик, но Классик от него недалеко ушёл. Главная «ошибка» его состояла в том, что он намеренно решился на партию с неравным себе оппонентом.

Таким образом он уже подчёркивает факт приоритета личной материальной выгоды. Он не даёт оппоненту возможности заручится поддержкой со стороны. Если, смотря в первый раз, я думал, что герою Гуськова нужна достойная партия в бильярд, то после пересмотра я понимаю – он точно такой же бандюган.

Классик пришёл не просто выполнить своё задание и вернуть украденное, а желает оставить Ставицкого ни с чем. Даже если мы посчитаем, что им движет не желание легко заработать денег, то ситуация становится ещё более запутанной. И это подчёркивает не только мотивация Классика, а поведение в целом.

Он практически не выражает эмоций, любое чувство сожаления, пусть даже к такому антигерою, как Ставицкий, ему чуждо. Какими бы не были его искренние побуждения, он словно рад самому процессу. Он пришёл, чтобы забрать у Ставицкого всё и уже ничто не может его остановить.

К тому же, в конце блатные не хотят связываться с Классиком и просто позволяют ему отобрать всё выигранное. Некий кодекс чести? Скорее они просто не хотят иметь дело со столь опасным человеком.

О прошлом Юрия нам практически ничего неизвестно, но вряд ли он мог бы пробиться в высшие криминальные круги просто хорошо играя в бильярд. Не исключено, что помимо таких вот матчей он занимался и другими делами, более серьёзными, исполнить которые способен лишь кто-то полностью отринувший всё человеческое.

Не могу не провести параллели с другой ролью Гуськова – Николай из фильма «Мусорщик», про который тоже была написана не одна статья. Образы Мусорщика и Классика достаточно похожи: ничего неизвестно из их предыстории, они оба являются крайне влиятельными и уважаемыми личностями среди авторитетов, готовых заплатить любые деньги за их «услуги».

Только если Мусорщик в конце концов отказывается от криминала, начинает новую мирскую жизнь в небольшом провинциальном городке, то вот Классик погряз в этом с головой. Возможно, его натуру такое положение дел вполне устраивает – он любит влиять на судьбы людей.

Вот такое у меня произошло переосмысление «Классика» накануне. А что вы думаете по поводу персонажа Гуськова? Будет интересно почитать ваше мнение в комментариях.

Оцените статью
Какой серьёзный изъян я заметил в персонаже Гуськова в фильме «Классик», который полностью перевернул моё восприятие картины
Тайна раскрыта: Почему Кевина из «Один дома» забыли не случайно, и все нарочно подстроил один из родителей