Какой тип женщин становился звездами кино в СССР

В наше время можно встретить мнение, что красивых актрис (особенно аристократичного вида) в СССР всячески ущемляли, в то время как крупных женщин «рабоче-крестьянского» типа женщин продвигали и делали звездами.

Насколько это утверждение оправдано? Предлагаю посмотреть на советских актрис — ставших символами своей эпохи. Поехали!

Главная звезда «Сталинской эпохи» Любовь Орлова, мало того, что внешне никак не подходила под типаж «рабоче-крестьянской» наружности, так еще и по происхождению была самой настоящей дворянкой. Даже роли, в которых она играла простушек и домработниц отличалась изысканной красотой и интеллигентностью.

Уже в наше Любовь Орлову обвиняли в том, что она беззастенчиво копировала образы Западных див, и в частности Марлен Дитрих. Даже если в этом утверждении и есть рациональное зерно, то получается, что аристократично красивая дворянка, использующая манящие женские образы «загнивающего Запада» стала главной звездой эпохи Сталина.

Юная и стройная Людмила Гурченко стала одним из символов начала новой пост Сталинской эпохи и первых лет «Хрущевской оттепели». Весь ее образ и внешний вид в фильме «Карнавальная ночь» это типичный Европейский «Нью-лук»(конечно, в его советской обработке), когда после всех ужасов недавней войны, женщины вновь ощутили потребность стать загадочными и элегантными.

После первого успеха Людмилу Марковну действительно перестали приглашать на роли, но этот факт никак не был связан с ее внешним видом. Примерно через 10 лет актриса вновь вернулась на большой экран и уже не сходила с него все 1970-е и 1980-е годы. В этот период она сыграла свои лучшие роли и вновь стала одной из самых знаменитых и любимых актрис СССР.

Наверное, мало кто задумывался, но фильмы Алые паруса, Человек-Амфибия, Гамлет, и их героиня: изящная девушка необычайной красоты Анастасия Вертинская, стали символами «кукурузно-волюнтаристской» эпохи позднего Хрущева! Пока Генсек стучал ботинком в ООН, почти вся мужская часть СССР сходила с ума по юной актрисе Вертинской, а многие девушки мечтали выглядеть как она.

Примерно с конца 1970-х годов зажглась звезда Ирины Алферовой, она талантлива и очень обаятельна, но особенно выдающейся актрисой ее назвать сложно. Здесь мы видим типичный пример того, как актриса прославилась и стала всенародно любимой во многом из-за своей красоты. Однако Ирину Алферову все же никто не задвигал и ролей у нее не отнимал.

Можно назвать мою подборку ограниченной и тенденциозной, но никто не сможет отрицать, что описанные мной женщины (кончено, и в числе других знаменитых актрис СССР) были символами своих поколений (А Людмила Гурченко даже нескольких).

Откуда же взялось утверждение, что в СССР продвигали только крупных женщин «рабоче-крестьянского» типажа? Под подобное определение из всех звездных актрис СССР, по моему мнению, подходит только Нонна Мордюкова (возможно, отчасти Светлана Крючкова). Но, эта актриса совершенный уникум — она настолько всеобъемлюще талантлива, что не признать ее заслуги и «звездный статус» просто невозможно.

Кроме того, будь Нонна Мордюкова бездарной, но «подходящей по типажу» — фильмы с ее участием не пользовались бы популярностью и рано или поздно, ее все равно перестали бы снимать. Мир, в конце концов, состоит ведь не только из писаных красавиц, и обычных простых людей кто-то тоже должен играть.

Одним из примеров красивой «не по-советски женщины», и поэтому несправедливо обиженной и задвинутой иногда считается Светлана Светличная. Конечно, в индустрии кино СССР было всякое: и интриги, и ложные обвинения, и зависть и козни коллег, и много чего еще. В этом отношении какое-то количество талантливых актрис, без сомнения, были несправедливо отлучены от большого экрана.

Но, утверждать, на основании этого факта, что красивой женщине не дали желанную роль, только потому, что она красивая было бы совершенной нелепостью.

Всенародно любимые актрисы в СССР могли иметь любую внешность, в том числе и самую остро-характерную, но основной типичный признак, который их всех объединял, был один — актриса должна была быть действительно подлинно талантлива.

Источник

Оцените статью
Какой тип женщин становился звездами кино в СССР
«Полоса препятствий» — о том, как художник не успел стать жуликом