Караченцов и Симонова в забытом советском фильме про интеллигентный ленинградский абьюз

Любимые артисты в главных ролях не помогли пронзительной семейной драме остаться в памяти телезрителей. Возможно, главная идея картины оказалась несвоевременной для советского зрителя. А может быть, сами герои получились настолько неприятными, что за них не хотелось переживать.

В августе 1983 года в советских кинотеатрах начался показ художественного фильма «Долгая дорога к себе» от киностудии «Ленфильм». На афишах красовались знакомые всем лица Николая Караченцова и Евгении Симоновой, но даже они не притянули людей в залы. В прокате ленту посмотрели всего 2,4 млн. зрителей.

Телевизионщики также не жаловали картину. По Центральному телевидению СССР ее покажут лишь однажды, в 1987 году, в ночном эфире.

Поэтому «Долгая дорога к себе» забыта сегодня. Хотя фильм затрагивает одну важную тему – абьюзивные отношения в семейной жизни.

Конечно, термин абьюз в Союзе никто тогда не использовал, но явление не замалчивалось.

В советском кино данная тема была не нова, хотя никогда и не выпячивалась в качестве основной идеи фильма. Всеми любимый Гога, он же Гоша, он же Жора в картине «Москва слезам не верит» типичный абьюзер – человек (не обязательно мужчина, в семейной жизни нередко бывает наоборот), который не физическим насилием, а словами и поведением постоянно принижает другого (не обязательно близкого) человека, не позволяет ему быть таким, как тот хочет.

Абьюзером является и главный герой другой известной советской мелодрамы – «Влюблен по собственному желанию». А чтобы никому не было обидно, то я причислю к моральным насильникам и Раису Захаровну из «Любовь и голуби».

Абьюз подавался либо в игривой манере, либо как, не то чтобы порочная черта, а скорее глупый пережиток в характере идеального героя Баталова.

Герой Караченцова в фильме «Долга дорога к себе» — самый настоящий абьюзер. В отрицании таланта своей супруги смысл его существования. От его поведения реально становится страшно за героиню Симоновой.

Сюжет раскрывать не буду, только обозначу.

Молодая ленинградская семья, где царят любовь и гармония. Муж (Караченцов) – научный работник, который, впрочем, никак не может сесть за написание диссертации.

Жена (Симонова) – выпускница художественного училища, пытается найти свое место в жизни. Идеальная свекровь (Лилия Гриценко) в жизнь молодых не вмешивается, а наоборот, пытается помочь обоим, и сыну, и невестке.

Идиллия рушится, когда главная героиня получает заказ на выполнение витражей и с головой погружается в работу. Супругу это категорически не нравится. Интеллигентно, без скандалов, поступательно, он вдалбливает жене, что она занимается не своим делом.

Ей даже некогда спать, ни то, чтобы выполнять какие-то традиционные женские обязанности по дому. Вот некоторые выдержки из проникновенного монолога героя Караченцова:

«Почему я должен вытирать пыль, что я баба что ли…»;

«Ты вторую неделю пуговицу на моей рубашке пришить не можешь».

Но пыль и пуговицы, и даже пустующее семейное ложе (жена работает сутками напролет), это не самое главное. Муж реально начинает завидовать таланту и ревновать успехам супруги. Самому ему похвастаться нечем.

Он отговаривает свою половинку от проекта, в который та пытается погрузиться:

«Каждый человек, он должен уметь понять свой масштаб. Это очень трудно. Наша с тобой судьба – честно делать свое дело, а по вечерам телевизор смотреть».

А когда уговоры не действуют, муж совершает настоящую подлость, предательство, после которого никакие супруги не смогут быть вместе.

Характер мужа раскрывается и тем, что он на дух не переносит лучшую подругу (Татьяна Лаврова) своей жены. Ученая дама не делает ничего плохого, ее вина лишь в том, что она защитила и кандидатскую, а теперь уже и докторскую диссертацию. А герой Караченцова не хочет и не может сесть даже за написание. Он чувствует себя ущербным.

Кроме упомянутых актеров, в «Долгой дороге к себе» сыграли Лариса МалеваннаяВиктор Евграфов (в котором невозможно узнать профессора Мориарти), Олег ПальмовАндрей Толубеев и др.

Фильм «Долгая дорога к себе» не идеален. Здесь есть и сюжетные огрехи, и проблемы с кастингом, и неоправданная затянутость.

Но больше всего зрителя сражает абсолютно нелогичная концовка, из-за которой героиня Евгении Симоновой совсем не кажется жертвой.

Не буду раскрывать финал, посмотрите картину…

Оцените статью
Караченцов и Симонова в забытом советском фильме про интеллигентный ленинградский абьюз
И для чего эти сценаристы выдумывают всякую чепуху про еду в кино?