Фильм мог просто не дойти до зрителей — его хотели запретить за «идеологически вредные» единоборства.
Бюльбюль оглы исполнил роль 20-летнего Теймура, влюбленного в юную Телли. При этом актеру на тот момент было уже 36, но это никого не смущало: восточный красавец выглядел превосходно, а огонь в глазах и нежные песни заставляли забыть обо всем, в том числе о его «почтенном» возрасте.
Зрители мгновенно поверили в искренность чувств, которые он изображал на экране. Поверили в то, что Бюльбюль оглы, обладатель прекрасного хрустального голоса, на самом деле любит Гамиду Омарову, сыгравшую Телли, его невесту.
Актёров сразу после выхода фильма «поженила» народная молва. Но зрители ошибались: ничего, кроме дружеских отношений, актёров не связывало. Хотя, надо сказать, во время съемок им пришлось перенести немало разных испытаний, которые их сблизили. Например, Полад находился на волоске от гибели — он чуть не сгорел заживо!
Страшная сцена с пожаром
По сюжету, Теймур стоит на вершине башни. А внизу башню поджигают злодеи. Певец, не обращая внимания на пламя, поёт свою лучшую песню — да так, что даже его главный враг не в силах сдержать слез.
Для безопасности Полада подстраховали веревкой, которая надежно крепилась к опоре. Потом настала очередь пиротехников — они долго пытались развести внизу костёр, но что-то у них не получалось.
Тогда один из них в сердцах плеснул керосин, смешанный с соляркой. Как вспоминал потом Бюльбюль оглы: «Вместе с огнём появляется угарный дым, и я начинаю задыхаться. Пою и чувствую, как отключаюсь… Хорошо, что левая рука была привязана. Мне реально стало плохо. Не было бы страховки — свалился бы в огонь, и всё…»
«Только не смотри вниз!»
Те, кто смотрел фильм, помнят: после той знаменитой песни «Как жили мы, борясь, и смерти не боясь» герой спускается с башни на веревке, вместе с невестой. К счастью, Полада Бюльбюль оглы избавили от этого риска: актёра заменили в этом эпизоде каскадером.
А вот Гамида Омарова испытала весь ужас рискованного спуска. Ее не стали заменять — ведь зритель должен был видеть крупные планы испуганного лица Телли. Гамиду предупредили: ни в коем случае не смотреть вниз! Но любопытство пересилило, она взглянула — и в страхе зажмурилась, потому что сразу закружилась голова.
Хромота осталась на всю жизнь
Другой актер (точнее, цирковой наездник), Мухтарбек Кантемиров, получил на съемках серьезную травму ноги: в нее неожиданно вонзилось лезвие острого ножа. Конечно, Мухтарбек сразу получил медицинскую помощь, но хромота у него так и осталась на всю жизнь.
Зато герой Кантемирова стал кумиром всех мальчишек: как он ловко расправлялся с врагами! А уж в Сан Саныча в исполнении Льва Дурова влюбились все зрители поголовно.
Кстати, актеру пришлось специально для съёмок овладеть навыками каратэ. Почти во всех сценах он проводил бои сам, только в некоторых моментах, где нужно было настоящее мастерство, снимали известного тренера каратэ Сулеймана Мамедова.
Горцы, посмотрев «Не бойся, я с тобой», стали горячими поклонниками Льва Дурова. Актер рассказывал, что вскоре после премьеры ему стали дарить папахи — в знак особого уважения. Скоро его коллекция папах превысила два десятка экземпляров.
Каратэ — под запретом!
Между прочим, из-за каратэ, которое сделало фильм любимым среди мужской аудитории, «Не бойся, я с тобой» чуть не запретили. Тогда в нашей стране этот вид борьбы был чем-то загадочным и запретным. Каратэ очень любил Юлий Гусман, режиссёр: он даже сам занимался этой борьбой, и делал определённые успехи.
Ради того, чтобы сделать свой фильм настоящим «истерном» с профессиональными сценами драк, он перенес съёмки в Азербайджан: там были секции каратэ, и уже успели сложиться некоторые традиции.
Советская власть относилась к каратэ очень настороженно: были разрешены только официальные секции, входящие в список Спорткомитета. Все остальное, «подпольное», каратэ попадало под запрет. Существовали даже статьи в Уголовном кодексе, которые наказывали за «самовольное обучение каратэ».
Пришлось придумать борьбу «гюлеш»
Когда Гусман показал готовый фильм комиссии, там сначала пришли в восторг. Но через некоторое время ситуация изменилась: «Те же люди, которые говорили мне, что я гений, Феллини, кричат: «Сжечь вместе с фильмом автора, распять, уничтожить пленку», — рассказывал в одном из интервью Юлий Соломонович».
Его заставляли вырезать все сцены с каратэ, но тогда терялся смысл фильма. Пришлось пойти на хитрость — назвать борьбу «азербайджанской национальной» борьбой «гюлеш».
А чтобы все выглядело органично, досняли пару сцен и немного переозвучили. Эта небольшая уступка позволила выпустить фильм в прокат, и он немедленно стал сенсацией. И сегодня его помнят и любят зрители — как те, что смотрели его еще 40 лет назад, так и их дети и внуки.