Караул устал, а кинематограф выдохся: один из худших советских фильмов о героях Революции и Гражданской войны

К 70-летнему юбилею Великой Октябрьской революции кинематограф СССР выпустил сразу несколько фильмов, в том числе многосерийных, посвященных становлению Советской власти. Все они сегодня благополучно забыты. Для советских граждан середины 80-х тема просто изжила себя.

Зритель требовал комедий, боевиков и мелодрам, желательно зарубежных, а не сказочных жизнеописаний героев Революции и Гражданской войны. Даже в Госкино это понимали, а потому историко-революционные картины в 1985-1987 гг. снимали в основном для телевидения. В кинотеатрах их ожидали пустые залы.

17 и 18 августа 1987 года на ЦТ СССР состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «Матрос Железняк», снятого на Одесской киностудии еще в 1985 г. Одна из худших советских лент о героях Революции и Гражданской войны.

Даже руководство советского телевидения понимало, что картина получилась откровенно слабой. А потому в год великого юбилея биографию легендарного революционного матроса показали лишь раз и то по второй программе.

Анатолий Железняков (1895-1919) вошел в отечественную историю, как Матрос Железняк. Именно он произнес крылатую фразу «Караул устал», (полностью «Прошу прекратить заседание! Караул устал и хочет спать»), которой не только закрыл Учредительное собрание, но и похоронил все надежды на демократию в России.

Но про это в фильме ничего нет.

Нам рассказывают приукрашенную, если не сказать, совсем вымышленную историю о том, как убежденный анархист, моряк Балтийского флота стал одним из трибунов большевистской революции. События в фильме начинаются с момента исключения главного героя из фельдшерской школы в 1912 году и заканчиваются на фронтах Гражданской, где матрос Железняк нашел свою погибель.

А вот большую часть похождений революционно настроенного матроса создатели картины благополучно опустили.

Надо сказать, что вовремя погибший герой, удачно вписался в официальную идеологию и историю СССР. Его принадлежность к анархистам, несдержанный и зачастую буйный нрав, абсолютная неуправляемость и бескомпромиссность (это про его взаимоотношения с большевистскими командирами) благополучно забылись. Мифологизированный образ Железнякова ничем не отличается от советских икон других героев Гражданской.

Матросу Железняку во времена СССР ставились памятники, его именем назывались улицы, школы, и, конечно же, корабли.

Главную роль в фильме «Матрос Железняк» сыграл Анатолий Котенёв, которого мы все знаем по сериалу «Секретный фарватер». Но этой работой актер вряд ли может гордиться. И дело не в нем. Проблема в сценарии.

За главного героя вообще не получается переживать. Он настолько хорош, а все вокруг, включая его соратников-революционеров, до того примитивны, что не веришь ни единому его слову или поступку.

Вообще непонятно почему за Железняка горой становятся окружающие его люди. Зачем, например, целый полк готов идти под расстрел ради освобождения арестованного матроса, что такого он сделал для своих подчиненных? Режиссер и сценаристы не соизволили нам это объяснить.

Как и не потрудились нормально снять военные сцены, чтобы привлечь к экранам мальчишек.

Налет Железняка в броневике на штаб белогвардейцев входит в мой личный топ самых идиотских сцен в советских фильмах.

Тут и проблемы с логикой, когда командир дивизии и командир полка вдвоем, без какой-либо поддержки совершают разведывательный рейд в тыл противника. И убого слепленный из картона броневик, сделанный, похоже, на уроках труда в советской школе. И белоказаки с отсутствующим мозгом, даже не пытающие через огромные бойницы застрявшего броневика расстрелять засевших внутри красных.

На исторических форумах фильм «Матрос Железняк» разнесли в пух и прах за несоответствие формы и погон белогвардейцев. А еще один ляп режиссер фильма, кажется, допустил намеренно, словно говоря, что ему не глубоко наплевать на то, что он снимает. Но вынужден выполнять госзаказ.

Так в начале фильма, будущий Матрос Железняк поет романс «Милая девушка, что ты колдуешь» на стихи Александра Блока, демонстративно сидя под портретом Сергея Есенина. События происходят в 1915 году, а самый известный фотоснимок поэта сделан в 1919-м.

Телевизионный художественный фильм «Матрос Железняк» устарел еще к моменту своей премьеры. И зрителям, и самим кинематографистам середины 80-х историко-революционные картины стали неинтересны.

Советский кинематограф окончательно выдохся снимать агитки.

Оцените статью
Караул устал, а кинематограф выдохся: один из худших советских фильмов о героях Революции и Гражданской войны
Жанна Прохоренко: настоящее имя, убийство гражданского мужа и знаменитая внучка