Я о средствах. Михаил Иосифович Соломатин, творческий работник, весьма круто обеспечен. Он и производит впечатление состоятельного человека – манерой одеваться, например.
Тот факт, что они с Жозефиной Викторовной и сыном долго жили в коммуналке, вообще ни о чём не говорит: даже многие весьма популярные актёры или, там, певцы, художники, поэты жили в скромных апартаментах – квадратные метры, скорее, дали бы заводскому пролетарию, чем иллюстратору или оформителю.
По сценарию Соломатин — талантливый мастер и в тот момент работал над оформлением книги — в 1-й серии этот момент озвучен.
Квартиру давали нехотя, но труд их ценился — платили довольно много, а, если художник проявлял сноровку, то мог и «подхалтурить» где-нибудь на периферии – допустим, на росписи стен для дома культуры или деревенского клуба.
Многие нонконформисты, например, устраивались иллюстраторами, а для себя и «понимающих друзей» писали картины в «буржуазных» или ещё каких-нибудь эдаких стилях.
Соломатин состоит в секции графиков МОСХа (помните, его друг звонит туда, пытаясь выяснить телефонный номер?). К слову, о друге Соломатина – реставраторе. Он «упакован» ещё лучше – там и аудиотехника самая передовая, и антиквариат модный, и квартира нестандартной планировки, судя по всему, в старом доме.
А ещё – вальяжная дочь-мажорка, глядящая на Нину, как на незначительный экземпляр. У неё с детства всё схвачено — за всё заплачено, хотя, там и говорится, что ездит в стройотряды.
Ещё? Родители красавчика Никиты тоже недурно устроены, впрочем — шикарно устроены! — и даже позволяют себе наем «помощницы по хозяйству», в просторечии – домработницы.
Что связывает всех этих людей? Творческая направленность (да, уверена, что Никита не из академической или технической элиты, а именно из театральной) и определённый статус в этой иерархии. Они не самая верхушечка, но и не подёнщики от искусства.
В Советском Союзе творцов преотлично содержали. Правда, попасть в эту среду было трудно, почти никак. Разве что мега-талант, который всегда заблестит, как бриллиант среди других камней. В 1970-х сложились по сути касты, и нам это явственно показали.
К слову, зря Ниночка отказалась от предложения реставратора «устроить её в мастерские» — тут бы «дочь Соломатина» вошла бы в ту «систему», но нет – ей хочется плясать и петь про «Позвони!»