Катя Снегирёва = Паша Строганова?

В кинокомедии «Афоня» (1975) есть интересная, но малозаметная деталь, отсылающая к другой ленте… Помните, разговор на танцах, случившийся между Катей и Афанасием? Она, любящая ненужные подробности, зачем-то сообщает, что ждала тут свою подругу Пашу Строганову, но та не пришла. Это вообще в Катином стиле – сообщать имена, пароли, явки. Потом будет Соня Рябинкина, которая не носила шапочку на дежурстве, и ещё какие-то закадровые персонажи.

Но вот Паша Строганова – особый вариант. Это – героиня фильма «Начало» (1970) с Инной Чуриковой. Та девушка тоже пришла на танцплощадку и единственный, кто её заприметил, оказался …герой всё того же Леонида Куравлёва, нерешительный и какой-то мятый Аркаша. Но именно того Аркашу истово полюбила Строганова, ткачиха из самодеятельности, сыгравшая в кино Жанну Д`Арк.

Есть ли нечто общее между К. Снегирёвой и П. Строгановой? Есть. Их одинокая невостребованность и, как итог – зацикленность на посредственном, по сути, случайном объекте с лицом Куравлёва. И та, и другая – уникальны в своём роде. (Да, Катя меня бесит, но сейчас не об этом). Паша – актриса от Бога. Катя – медсестра того же уровня (там есть разговор, что посылают в Африку, а тогда за границу отправляли лучших).

Обе, меж тем, «странненькие» и эта странность делает их «невидимками» для мужчин, хотя, Строганова – эффектна, особенно в маленьком чёрном платье-мини, а Снегирёва – дивно-хорошенькая. Тем не менее, обе – страдают от того, что их Аркаша/Афоня ускользают из рук, уходят, уклоняются от забот. И той, и другой хочется сказать: «Дамочка! Твой выбор не достоин тебя, а если он – единственно-возможный, то лучше быть вовсе одной!»

Все эти разговоры об ужасах одинокой спальни – это более, чем забавны, если выбор ограничен Борщовым А.Н. или тем Аркадием, которого женщины перетаскивают из дома в дом, как плюшевую игрушку. Но нет. Мадемуазель Строганова, попавши в самую точку и став звездой европейского масштаба, всё равно притаскивается к Аркаше, а Катюшка не едет в Африку и прилетает в Афонину деревню, только узнав, что кто-то ей звонил.

А ещё здесь потрясающая перекличка двух времён! Между 1970 и 1975 годом прошла целая вечность – это две разных эпохи по стилю, духу и смыслам. «Начало» пронизано духом шестидесятничества с его ветрами и возможностями, тогда как «Афоня» — это усталость, депрессивный итог, не случившиеся чудеса. Правда, в финале всё же случается чудо – Катя является на зов печального сердца.

Но …это не совсем то, что нужно и ему, и ей. Она лишь та соломинка, за которую снова уцепится утопающий в водке Борщов А.Н., да и не бросит он пить. Грустно и безнадёжно. Взаимо_бесполезный воз. Да. На этом фоне и закадровое продолжение «Начала» видится не вполне солнечно – будет ли Паша Строганова интересна в грядущем десятилетии? Вопрос даже и не риторический…

Оцените статью