«Кавказская пленница»: за кадром легендарной комедии Гайдая

Сегодня зрители свободно могут цитировать «Кавказскую пленницу» — без искрометной комедии Леонида Гайдая сложно представить себе новогоднее настроение, хотя атмосфера в картине царит летняя.

Идея картины появилась у режиссера еще на этапе работы над «Операцией Ы…», в успехе которой творческая команда была уверена еще до премьеры.

Гайдай начал работу над новыми приключениями Шурика в соавторстве со сценаристами Яковом Костюковским и Морисом Слободским. Вместе они придумали новеллы, которые сперва совсем мало напоминали тот фильм, который в итоге добрался до экранов.

Предполагалось разделить картину с рабочим названием «Шурик в горах» на две части.

Первая — «Кавказская пленница». В центре оказывается сюжета студентка нина, которая приезжает к родным на Кавказ, но ее похищает товарищ Ахохов. Шурик приходит ей на помощь. Новелла вторая — «Снежный человек».

В ней рассказывается об экспедиции, которая ищет снежного человека, не подозревая, что Трус, Балбес и Бывалый выдают себя за таинственное существо.

От второй новеллы пришлось отказаться — уж слишком она напоминала фильм Рязанова «Человек ниоткуда», зато первая полностью захватила Гайдая, уже во время написания черновика он стал представлять, как будет выглядеть будущий фильм, ведь визуальная комедия положения — секрет успеха советского режиссера.

На этапе утверждения сценария студийные боссы оказались категорически против тройки Труса, Балбеса и Бывалого, но Гайдай заверил, что в фильме ее не будет — на тот момент Юрий Никулин отказался от роли в «заведомо провальном» фильме. Мы уже знаем, что позднее он потеплеет к картине.

Сценарий пришлось дописывать в последний момент, тогда вдохновением для всей команды стал товарищ Ахохов, который превратился в товарища Саахова — тот произносит фразу «У меня теперь только два выхода: или я её веду в загс, или она поведёт меня к прокурору», и именно она определила весь фильм.

Съемки шли в павильоне «Мосфильма» и на природе Крыма. Так, знаменитая сцена, где Шурик произносит «Птичку жалко» потребовала от Александра Демьяненко пяти эмоциональных дублей. Он то сжимал челюсть в ярости, то рыдал от бессилия.

Несмотря на веселую атмосферу фильма, за кадром часто случались конфликты. По воспоминаниям Нины Гребешковой, Гайдай часто ссорился с оператором Константином Бровиным, который часто выпивал на съемках, а в какой-то момент к нему присоединился и Демьяненко.

Поэтому «Кавказская пленница» положила конец сотрудничеству режиссера и оператора.

В то же время на съемках нашлось место для импровизации, как в сцене, где звучит реплика «Шляпу сними!», и для абсурдного экшена, который иногда бывал опасным. Так, во время одного из дублей Демьяненко предстояло скатиться в реку в спальном мешке — из-за просчета страховщиков он оказался в горном потоке.

К слову, эти кадры вошли в фильм.

Во время предварительного смотра фильм был принят неоднозначно. Рязанов заявил, что Гайдай застыл в развитии. Больше всего досталось Трусу, Балбесу и Бывалому, которые «перекривлялись», а песню «Если б я был султан» сочли пошлой.

Режиссеру пришлось идти на хитрости и компромиссы, чтобы отвоевать любимые сцены у цензоров. Ну а результат вам известен — «Кавказская пленница» давно стала классикой советской комедии.

Оцените статью
«Кавказская пленница»: за кадром легендарной комедии Гайдая
А почему вас удивляет то, что Барбаре Брыльской не понравился наш Юрий Яковлев?