Часто случалось так, что сценарий писали под одного актера, а играл совершенно другой. И приходилось корректировать действие фильма уже «не отходя от кассы». Яркий пример: на роль Скворцова в «Экипаже» утвердили Олега Даля, а когда он через два месяца съемок отказался играть и вместо него взяли Леонида Филатова, пришлось с помощью нескольких приемов убеждать зрителей, что тот действительно «донжуан». А «Берегись автомобиля»? Деточкин описан там, как «худой человек с простодушным унылым лицом».
Согласитесь, не очень похоже на Иннокентия Смоктуновского. Кого только не пробовали на роль: и Олега Ефремова, и Леонида Куравлева. Но подошел только Смоктуновский, у которого была в глазах что-то слегка неземное, отстраненное.
Вот так и с «Бриллиантовой рукой». Как описаны в сценарии Геша и Лелик? Геша — «человек с располагающей внешностью и сравнительно привычными манерами». В принципе, чем не Андрей Миронов? Зато Лелик — «мрачный богатырь с лохматыми нависшими бровями». Согласитесь, что это совсем не Анатолий Папанов — если уж богатырь, тогда скорее подошел бы Роман Филиппов, ну или например 186-сантиметровый Алексей Смирнов. Правда, Папанов был всего на пару сантиметров ниже, но не очень походил на богатыря.
Возможно, авторы сценария имели в виду Леонида Сатановского. Ну помните завмага Шарикова из «Следствие ведут Знатоки — Полуденный вор»? Именно Леонид рассматривался на роль Лелика, но в итоге Гайдай предпочел Анатолия Папанова.
Так кем же был в прошлом Лелик? Авторы сценария не зря назвали его богатырем. Дело в том, что герой Папанова в прошлом бы тяжелоатлет, которого дисквалифицировали за систематическое нарушение спортивного режима. Или, проще говоря, пьянство!
И еще в «Бриллиантовую руку» не вошли клички Геши и Лелика. Но они есть в сценарии. Кличка Геши была Граф, а Лелика — Механик.