Во времена Перестройки было снято много сиюминутных и бессмысленных кинокартин, большая часть которых сейчас даже не вспоминается. Уже тогда шутили, что снять «современное кино» очень просто — лишь бы там были голые актрисы, развенчание культа И.В.Сталина и фоновая рок-музыка. Некоторые киноленты, сделанные хоть и на потребу дня всё-таки вошли в историю.
Так, «Маленькую Веру», «Интердевочку» и «Аварию — дочь мента» обсуждают и ныне, причём не без интереса. Но есть ряд фильмов, на которые в 1980-х ломились о них писались глубокомысленные публикации, о них спорили, а теперь …их можно смотреть, если ты изучаешь эпоху. Всё. Никакого волнения. Итак что же это за произведения?
1. Первое, что пришло в голову, это «Убить дракона» (1988), снятый Марком Захаровым по пьесе Евгения Шварца «Дракон». Притча о том, что уничтожение зла не означает его искоренение, пока не убит «дракон» в себе, превратилась в балаган с анти-тоталитарными шутками и аллюзиями. В Драконе увидели …нет, не Сталина, ибо Олег Янковский не похож на Джугашвили, но — саму идею сталинизма; Бургомистр, увенчанный непонятными медалями, считывался как Брежнев.
«Немного о себе. Общая мозговая и физическая недостаточность, раздвоение личности, постоянный бред. Но при этом бургомистр вольного города». В те годы было хорошим тоном издеваться над неадекватностью «Дорогого Леонида Ильича» и «эпохой застоя». В общем, смотрела этот фильм два раза в переполненных залах. Через пару лет об этой вещи закономерно позабыли, хотя, если снять всю «перестроечную» шелуху, вещь прелюбопытная.
2. Следующий символ перестроечной конъюнктуры — это документальное расследование Станислава Говорухина «Так жить нельзя!» (1990), где советская бытность явлена через исключительные пороки — пьянство, убожество, низкий уровень культуры, но при этом — высоченный уровень преступности. Рассказывалось о тупиковой бесперспективности и ужасах социального разложения. Кто виноват? Вернее — что? Да всё она — советская власть.
Ложь и мерзость — сверху донизу. То есть авторы киноленты придирчиво отобрали всю пакость — от разрухи до проституции — что накопилась в обществе и вывалили, выплеснули на экран. Поставленный знак равенства между «кошмар» и «СССР» действовал на подсознание очень тонко и ловко. Кому хотелось так вот «жить»? Никому! И призыв «Так жить нельзя!» очень быстро перекочевал с афиши на плакаты и лозунги.
3. Динамичный боевик «Воры в законе» (1988) в год выпуска казался этаким хлёстким и смелым откровением. Тут тебе и честнейший разговор об организованной преступности, и красивая жизнь (дольче-вита), и столь же прекрасная Анна Самохина, и запоминающаяся сцена пытки утюгом (уж чего-чего, а такого рода садизм в нашем кино был явлен впервые). Тоже — полные залы, разговоры, многостраничная кинокритика.
И что? Потом, как горох из дырявого мешка, посыпались «киношки про мафию», с мордобоями, девочками в мини-юбках, жестокостью и цинизмом. Просто «Воры в законе», навеянные рассказами Фазиля Искандера, ещё как-то вытягивали уровень, а всё что хлынуло после казалось скучной и грубой поделкой — уж лучше по видаку «Рембо» с «Терминатором» глянуть.
4. О, эту двухсерийную супер-вещь под названием «АССА» (1987) ждали целых полтора года и страсти всё более нагнетались! Ещё бы. Нам обещали показать настоящий бенефис неформалов и россыпь рок-звёзд. Ну да, под всё тем же великим лозунгом эпохи: «Убить дракона, ибо так жить нельзя!» Драконом тут выступает цеховик-мафиози Крымов, его антиподом — мальчик Бананан (из о-о-ооочень известной песни «Здравствуй, мальчик Бананан»).
Битва за прекрасную даму в лице медсестры по имени Алика. Типовая стилистика нефоров 80-х, намёки для своих, эстетика тусовок и квартирников. Сейчас оно видится чем-то маловразумительным и унылым. С претензий на… На что? Непонятно. А тогда все подпевали Виктору Цою: «Пе-ре-мен!» Нынче эти самые люди ностальгируют по Кобзону и пионерлагерной побудке.
5. И вот ещё один молодёжный шедевр — «Легко ли быть молодым» (1986) — документальное повествование о том, что быть подростком и тем более- — юношей в 1980-х — это тоска, мрак и разрушение. Показаны панки, рокеры, малолетние подсудимые, до кучи — кришнаиты, а ещё — парни, вернувшиеся из Афгана. Болтовня, словеса. «Вы — взрослые — сами виноваты! Вы нас довели до панкования и хэви-металла своей двуличностью», — такой главный мотив кинокартины, правда, ещё не слишком громко высказываемый.
Всё-таки это 1986 год, самое начало разоблачительной вакханалии. Но этот тягомотный — аж в 2-х сериях — рассказ о тяготах младого бытия тогда смотрелся актуально и свежо. Название автоматически перекочевало на плакаты, а в кино возник целый пласт документальных «расследований» о том, как тускло и агрессивно живёт «обманутое» отцами и дедами поколение. Сейчас вряд ли кто вообще вспомнит об этой работе, но тогда…