Кинокомедия 1999 года «Китайский сервиз», как символ перестроечной страны

«Старые» и «новые» в одном флаконе.

Редкий для 90-х годов фильм, который я каждый раз смотрю с большим удовольствием. Удивительная и очень гармоничная смесь комедии, мюзикла, гротеска и криминала.

А ещё замечательный исторический колорит, включающий в себя не только сюжет, но и декорации, костюмы и, конечно, музыку.

Отдельный разговор о прекрасных актёрах. В этом фильме старшее поколение мэтров (Меньшов, Янковский, Никоненко, Ступка и т.д.) очень органично слилось с молодыми актёрами.

Особенно блеснул 25-летний Сергей Безруков, которому удалась гениальная пародия на «новых русских». Ведь фильм постперестроечный, поэтому характерный черты современных «малиновых пиджаков» он продемонстрировал замечательно.

Да и сюжет захватывающий, с увлекательной интригой до самого финала.

Я знаю многие киноработы режиссёра и сценариста Виталия Николаевича Москаленко. Могу смело утверждать, что свои лучшие фильмы он снял именно по своим сценариям. И «Китайский сервиз» — это жемчужина в его фильмографии.

Фильм снимали на Волге именно в тех местах, где по сценарию и происходили описываемые события: на теплоходе между Ярославлем и Нижним Новгородом.

Не все знают, что некоторые герои картины имели реальных прототипов из 1913 года.

Например, считается, что прообразом золотопромышленника Фрола Сатановского (в исполнении Меньшова), был глава меховой русской империи, богатейший купец Павел Сорокоумовский.

Он любил играть в карты. Бывало, что проигрывал много, но всегда знал меру. Будучи миллионером, он мог без особого для себя ущерба проиграть и сто, и двести тысяч рублей, что для других было целым состоянием.

Но бывало, что и выигрывал немалые деньги. Тогда весь выигрыш он жертвовал на благие дела, так как был известным меценатом.

Сорокоумовский играл не ради выигрыша, а ради азарта и адреналина. И даже проиграв солидную сумму, любил повторять, что это плата за полученное удовольствие.

В финале фильма Сатановский тоже удовлетворённо произносит фразу: «Нет. В целом отдохнул неплохо!», что перекликается с образом купца Сорокоумовского.

Другой персонаж картины — представитель имперского сыска Арсений Мышко (в исполнении Никоненко) является прямым намёком на известного российского сыщика Аркадия Кошко, который дослужился до начальника Московской сыскной полиции и был очень известен в своих кругах.

Что касается самого сюжета, то игра в карты на крупные деньги в дореволюционной России считалось благородным и даже культовым занятием, которое могли позволить себе только большие и уважаемые люди. Обычно сами они не мухлевали, а других сомнительных партнёров в свои игры не принимали.

Это можно заметить и в этом фильме. Ведь самая трудная задача для молодых аферистов была даже не сама игра, а возможность попасть на игру с солидным игроком.

Музыка в фильме очень точно соответствует духу отображаемого времени (1913 год) и, несмотря на гротесковую подачу материала, на грани клоунады, картина в целом вполне историческая.

Оцените статью
Кинокомедия 1999 года «Китайский сервиз», как символ перестроечной страны
Что стало с актерами звездного сериала «Долгая дорога в дюнах»