29 марта 1982 года состоялась премьера художественного фильма Евгения Матвеева «Бешеные деньги»
Когда в начале 1981 года народный артист СССР Евгений Семёнович Матвеев взялся за этот фильм, очень многие были удивлены. Талантливый актёр и режиссёр, показавший себя настоящим мастером современной драмы, до этого никогда не обращался к творчеству драматургов девятнадцатого века. И тем более к произведениям комедийного жанра.
Конечно, раньше в театре ему приходилось играть в пьесах русских дореволюционных классиков, но значительно реже, чем в спектаклях современных авторов. И вот всеми признанный мастер, народный артист СССР, взялся, по сути, за новое для себя дело.
Выбор этой комедии, наверное, не был случайным. В конце сороковых годов, когда Матвеев был начинающим актёром Новосибирского драматического театра, он сыграл в спектакле «Бешеные деньги» по одноимённой комедии Александра Островского балагура Ивана Телятева.
Это была одна из первых главных ролей, которая, несомненно, дала толчок его будущей блистательной карьере. Но позже он добился успеха всё же в другом жанре и в другом амплуа.
Так что этот фильм был во многом для него рискованным экспериментом. Во-первых, это была первая и, как показало будущее, единственная кинокомедия знаменитого режиссёра. Также это был тот редкий фильм, в котором режиссёр Матвеев не стал снимать актёра Матвеева.
Выбор главных исполнителей тоже удивил его коллег. Ведь это была едва ли не единственная комедия в карьере драматического актёра Вадима Спиридонова. А популярная актриса Елена Соловей впервые сыграла не томную красавицу, как обычно, а возрастную мамашу невесты на выданье.
Когда Матвеев писал сценарий, он удержался от соблазна сделать комедию «по мотивам пьесы». Хотя я уверен, что у него получилось бы внести в эту историю свои талантливые изюминки. Но он очень бережно отнёсся к авторскому тексту, и ему удалось продемонстрировать, что русский классик находится вне времени и актуален даже сотню лет спустя.
Отличным выбором режиссёра стал Юрий Яковлев в роли соблазнителя-пустослова Телятева. После премьеры фильма Яковлев получил очередную порцию хвалебных отзывов от коллег и критиков.
Когда я впервые смотрел картину, то постоянно ловил себя на мысли, что Телятев в исполнении Яковлева чем-то напоминает мне поручика Ржевского, но только уже повзрослевшего и поднаторевшего в делах обольщения. Хотя эти ассоциации не сделали его хуже, и такой Телятев вполне вписывался в авторский образ Островского.
Напыщенного князиньку Кучумова сыграл 65-летний Павел Кадочников. Это был тоже необычный выбор режиссёра, но очень удачный! Уже сошедший с пика популярности Кадочников вновь напомнил всем о себе как необыкновенно талантливый актёр.
Но самым удивительным выбором режиссёра на главную роль Саввы Василькова стал ещё только набирающий популярность Александр Михайлов.
В то время он уже был знаком кинозрителям, но его самые известные фильмы, такие как: «Мужики!», «Одиноким предоставляется общежитие», «Любовь и голуби» были ещё впереди.
Его Савва Васильков получился совсем не такой, как его обычно играют в театрах. Но мне кажется, если бы сам Островский увидел такого Савву, то остался бы доволен.
Также хочется отметить Людмилу Нильскую в роли Лидии Чебоксаровой и Леонида Куравлёва, который сыграл небольшую, но яркую роль слуги Василия.
В целом получился прекрасный фильм, в меру смешной и вполне философский. Наверное, именно так и задумывал свою историю сам Островский.