Киностудии не хотели связываться с «Военно-полевым романом». «Неудобная» история Петра Тодоровского

Сюжет фильма «Военно-полевой роман» родился из жизни. Когда-то в годы войны юный Петр Тодоровский был страстно влюблен в юную фронтовую жену командира батальона. Он не решился признаться девушке в чувствах, но с восторгом любовался ее хорошеньким личиком и блестящими волосами. Чужая женщина стала для него лучиком надежды в темные военные дни.

Прошли годы, он успел позабыть ее, но однажды, «будучи студентом ВГИКа, как-то зимним промозглым днем я шел мимо ЦУМа и вдруг услыхал до боли знакомый, с хрипотцой, смех. Обернулся. У стены универмага в телогрейке, в перчатках без пальцев продавала пирожки возлюбленная нашего комбата. Рядом на ящике сидела озябшая, замотанная в какие-то платки девочка. Я долго стоял и не мог оторвать взгляд. Что произошло с ней, красавицей, фронтовой королевой? Почему жизнь так изменила ее? Шли годы, а воспоминание о той встрече не давало покоя», — рассказывал Петр Тодоровский.

Он не решился подойти к своей бывшей грёзе, но и забыть не мог. Из этих горьких перемешанных воспоминаний о военном лихолетье и сложном поствоенном периоде родился гениальный фильм. Но приступить к съемкам Петр Тодоровский смог лишь спустя 35 лет после той судьбоносной встречи у ЦУМа.

Сценарий был готов, но ни одна студия не хотела связываться с неудобной историей. Снова неустроенность, снова коммуналки и вечная беспросветная тоска – да кому они нужны? Сжалились над Тодоровским только на Одессой киностудии. Но и там выделили весьма скромный бюджет — 380 тысяч рублей.

Тодоровский уже был в том состоянии, когда радуешься любому мизеру. Теперь он хотя бы мог приступить к воплощению истории, которая не отпускала его долгих 35 лет.

Главного героя Петр Ефимович, естественно, очень хотел сыграть сам. Но смирился с данностью: он уже слишком стар, роль не для него. Надо найти хотя бы хорошего артиста… И тут перед пробами в коридорах «Мосфильма» к Тодоровскому подошел Николай Бурляев, обнял, трижды расцеловал и радостно сказал: «Никого больше не ищите. Я эту роль никому не отдам!».

Мягко говоря, режиссер оторопел. Они до этого даже ни разу не разговаривали с Бурляевым.

У Бурляева же были, разумеется, свои мотивы. Он получил сценарий накануне вечером, сел читать и проплакал над ним всю ночь. По его словам, такое случалось с ним всего два раза в жизни. Обычно актер не особо сентиментальничал и очень продуманно подходил к выбору ролей. Но здесь сразу понял – перед ним шедевр на все времена. Съемки в нем прославят его имя.

Чтобы окончательно убедить режиссера, Бурляев сбегал к гримерам и уговорил их оттопырить ему с помощью специальных накладок уши. Этот образ интеллигентного мальчика с трогательно оттопыренными ушами окончательно добил Тодоровского.

Оставалось решить проблему с главной героиней. Режиссер приглашал на роль Светлану Крючкову, но та вежливо отказалась. У нее был болен ребенок. Оставалась кандидатура Натальи Андрейченко. Тодоровский был уверен, что она великолепно справится с ролью. Но актриса только недавно родила сына, и знаменитый муж Максим Дунаевский строго-настрого запретил ей сниматься.

Режиссер расстроился и принялся перебирать кандидаток дальше. Среди претенденток на роль были знаменитые Догилева и Вертинская, но режиссер сомневался. Он полагал, что обе актрисы талантливы, но недостаточно тонки. Здесь же от ведущей исполнительницы требовалось достоверно показать три состояния одной женщины: вот она юна и прекрасна, вот побита жизнью, истерзана послевоенным бытом, а вот та же самая женщина, но воспрявшая, переродившаяся, вспомнившая о своей красоте.

Ни на что не надеясь, Тодоровский снова позвонил Андрейченко. А она взяла и согласилась. Наталье очень понравился сценарий, и она горько жалела, что упустила возможность сняться в фильме, поэтому, когда судьба дала ей второй шанс, Андрейченко за него ухватилась. И все же перед началом съемок коллеги несколько раз заставали актрису в слезах: она боялась ответственности, ей казалось, что она не справится с ролью.

Но, забегая вперед, скажем, что режиссер своим выбором на роль главной героини остался полностью доволен.

Не ошибся он и с другой актрисой, Инной Чуриковой. Собственно, свою трогательную Веру Тодоровский создавал именно с мыслями об Инне Чуриковой, о том, как она будет воплощать персонаж.

Эту даму многие коллеги по площадке потом вспоминали с благодарностью. Николай Бурляев, который так и не смог до конца избавиться от заикания, говорил, что в трудную минуту актриса всегда его выручала. Чувствуя, что коллега сейчас споткнется о слово и испортит дубль, она произносила «Ты хотел сказать, что…» и заканчивала реплику вместо него. В кадре это выглядело естественно, будто любящая супруга легко «читает» дорогого ей человека, как открытую книгу.

Тот же Николай Бурляев с долей ревности отмечал, что Инна Чурикова была несомненной любимицей Тодоровского. Ей позволялось гораздо больше, чем прочим. Режиссер разрешал актрисе импровизировать и добавлять краски в образ. Например, рассказывать от лица Веры те сны, что видела накануне сама Чурикова. Полюбились находки Чуриковой и зрителям. Недаром на Берлинском кинофестивале 1984 года актриса получила премию «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль.

Съемки проходили невероятно тепло и душевно. Не только благодаря сыгранному касту, но и потому что часть эпизодов снимали под Одессой.

Тодоровский обожал этот город. Тут у него было множество знакомых, к которым он с радостью приводил своих друзей-актеров:

«Нас тут же усаживали за стол, угощали форшмаком — любимым блюдом Тодоровского. Потом начинались долгие беседы, с юмором, песнями. Я мог не проронить ни слова за целый вечер, лишь наслаждаться услышанным и увиденным», — вспоминал Бурляев.

Но вот съемки окончились.

С трепетом Петр Ефимович продемонстрировал итоговый результат худсовету «Мосфильма». Его творчество приняли благосклонно, лишь велели убрать упоминания о репрессированных родителях Веры и вырезать сцены с соседом-гэбэшником. В конце концов сосед в фильме присутствует, а эпизоды, где он подслушивает и подсматривает, — нет.

Актеры догадывались, конечно, что снялись в великой картине. Но не ожидали, что фильм будет настолько тепло встречен зрителями. Для многих актеров он стал знаковой, серьезной работой, определившей их дальнейшую жизнь в кино. «Военно-полевой роман» пришелся по вкусу не только советским любителям кино. В 1985 году лента была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Николай Бурляев вспоминал, что благодаря фильму, наконец, стал выездным и объездил полмира.

«Но в Америку на церемонию вручения «Оскара», Петр Тодоровский полетел один. Вернувшись в Москву, он вызвал меня к себе в кабинет на «Мосфильме» и рассказал, что киноакадемики в один голос говорили: «Оскар ваш!» В том году не было фильма, равного «Военно-полевому роману» по сюжету и таланту. Но премия «Оскар» политизирована, тогда заветная статуэтка досталась антисоветской картине о гроссмейстере Викторе Корчном. Конечно, Петру Ефимовичу было обидно, но он старался не показывать свою боль. Как всегда, неприятности Тодоровский умел превратить в шутку. Это был удивительно легкий в общении человек», – вспоминал Бурляев.

То, что лента не получила «Оскар» — огромная несправедливость. И бесконечно жаль, что Тодоровский в свое время не решился подойти к своей «фронтовой королеве» и проследить, как сложилась ее судьба. Ни одна женщина не будет выглядеть красивой, торгуя пирожками на морозе. Но, возможно, бывшая подруга комбата однажды продала их герою своего романа…

Оцените статью
Киностудии не хотели связываться с «Военно-полевым романом». «Неудобная» история Петра Тодоровского
Лирическая комедия «Где находится нофелет?»: фокус от Акопяна и недовольство Панкратова-Черного