Кинохит пятидесятых, где два коммуниста делили одну женщину

Драма «Возвращение Василия Бортникова» (1953) стала последним фильмом режиссёра Всеволода Пудовкина, патриарха отечественного кино, стоявшего у его истоков. Главную женскую роль в нём сыграла актриса Наталья Медведева, которую кинозрители увидели впервые, хотя Наталья была далеко не юна: ей исполнилось 35. Однако

режиссёр был буквально заворожен и сдержанной красотой исполнительницы, и её актёрским даром и обещал ей роли во всех последующих работах.

Увы, воплотиться этим планам не удалось: через три месяца после премьеры Всеволод Пудовкин неожиданно ушёл из жизни, а карьера Натальи Медведевой в кино ограничилась всего несколькими заметными ролями.

Всеволод Пудовкин пришёл в кинематограф, когда тот ещё был немым, и параллельно с режиссурой вплоть до последних лет выступал и как актёр. Однако в зрелости он всё чаще сетовал, что

современное ему кино забывает о выразительности визуального ряда и старательно заменяет словами то, что нужно показывать. Это, по его мнению, тормозило развитие кино и существенно ограничивало диапазон режиссёрских и актёрских возможностей.

С таким энергичным настроем он приступил к съёмкам новой картины «Возвращение Василия Бортникова», основой для которой стал роман писательницы Галины Николаевой «Жатва», напечатанный в 1950.

К написанию сценария привлекли саму писательницу. Но поскольку опыта в этой части у неё не было, в напарники Галина Николаева получила опытного сценариста Евгения Габриловича. В ходе работы над сценарием между соавторами неоднократно возникали горячие споры:

вместить все сюжетные линии в односерийный фильм было невозможно, но Галине Николаевой не хотелось жертвовать своими героями ради сокращения экранного времени.

И это вполне объяснимо: писательница лично знала тех, кто жил в её книге, ведь многие герои были списаны с реальных людей, и в первую очередь сам Василий Бортников, прототипом которого был председатель колхоза «Трактор» в Горьковской области. Побывал в колхозе и познакомившись с людьми, Николаева и задумала роман «Жатва». Тем не менее часть персонажей пришлось всё же вывести, а ряд линий сократить или полностью удалить. Кроме того, действие сместили по времени: если в романе всё происходит сразу после войны, в 1946-1947 годах, то в кино герои живут уже в 1950-1951, что наложило отпечаток на их характеры, которые тоже местами корректировались по сравнению с книжными.

Первым, кого увидели зрители на экране, стал сам Василий Бортников, который возвращается после войны домой. До войны он был председателем передового колхоза, у него были жена, дочки. И сейчас он идёт по родной земле, предвкушая встречу.

Однако в доме его встречает не только жена Авдотья, но и другой мужчина. Объяснение этому одновременно просто и сложно:

Авдотья получила на мужа похоронку, и помог ей оправиться от горя Степан, теперешний механик местной машинно-тракторной станции.

Но Василий на самом деле не погиб: после ранения он несколько лет пробыл в госпитале в тяжёлом состоянии и лишь теперь поправился. Кому же в этой ситуации уйти: Степану, который во всех смыслах отогрел Авдотью, или Василию, которого когда-то Авдотья полюбила, но с которым, по её словам, жизнь была не такой лёгкой, как всем вокруг казалось? Авдотье предстоит крайне сложный выбор. Параллельно Василий занимается восстановлением колхоза: за годы его отсутствия колхоз перестал быть преуспевающим, регулярно возникают проблемы с техникой, необходимо оптимизировать работу животноводов, и всё это требует и времени, и душевных сил, и финансов, и, конечно же, нескончаемого общения с колхозниками, которое порой сопровождается скандалами.

Роль Василия Бортникова получил Сергей Лукьянов, его соперника, уважаемого односельчанами механика Степана сыграл Николай Тимофеев, а вот с образом Авдотьи пришлось помучиться. Всеволод Пудовкин никак не мог найти подходящую актрису, и его ассистенты отправились по московским театрам подыскивать претенденток. Так не пробы попала актриса Московского драмтеатра на Спартаковской (в будущем ставшего Театром на Малой Бронной) Наталья Медведева, и именно её режиссёр утвердил. Правда, этот выбор некоторым его коллегам показался спорным. Дело в том, что в театре Наталья репетировала роль Марии Стюарт, а в фильме ей нужно было играть деревенскую женщину, доярку, которая и в город-то попала впервые уже в зрелом возрасте.

Многие сомнвались, что Наталья Медведева быстро сможет перейти от английской королевы к русской сельчанке. Однако режиссёр был уверен в актрисе,

и Наталья Медведева уже с первых дней оправдала это доверие, идаельно вписавшись в образ и прочувствовав жизненную драму героини. Правда, ей, истинной горожанке. на съёмках пришлось осваиваться в деревне и приучаться к будничной жизни колхозницы: Наталья научилась доить коров, стирать в реке бельё, бегать по непроходимой грязи. Но в итоге Авдотья получилась самой настоящей, очень колоритной сельчанкой, не мыслящий жизни без земли.

В других ролях задействовали молодых, но уже известных исполнителей. Роль инженера Дудко сыграла Клара Лучко, супруга Сергея Лукьянова. Актёры встретились на съёмках музыкальной комедии «Кубанские казаки» (1949), где у них завязался роман, хотя по сюжету у их героев были другие возлюбленные. Позже Клара Лучко и Сергей Лукьянов поженились. Занятно, что и в «Возвращении Василия Бортникова» они вновь сыграли не супругов, а коллег.

В роли местной активистки, задиристой, но справедливой Ефросиньи — Инна Макарова, небольшую роль трактористки получила Нонна Мордюкова.

Также ищите Всеволода Санаева, Анатолия Чемодурова, Андрея Петрова.

В небольшой роли комсорга — Николай Добронравов, который в будущем прославится вовсе не как актёр, а как один из лучших, не побоюсь даже сказать, величайших советских поэтов-песенников.

Любопытный факт: в картине есть эпизод, когда Авдотья обсуждает личную жизнь с бабушкой и рассказывает о Василии и Степане, сожалея о расставании с последним. Бабушка с этим соглашается и говорит такую фразу: «Словно опустело на земле без него». Не чудится ли вам в этом что-то знакомое?

На съёмочной площадке, как вспомнили потом артисты, царило полное взаимопонимание и единство. Всеволод Пудовкин, который всегда трепетно относился к актёрскому мастерству, много и тщательно работал с исполнителями, в том числе занятыми в эпизодах. При этом режиссёр выступал и как педагог, помогал выстраивать образы, буквально жил вместе с актёрами перед камерой. Но на съёмках всегда оставалось место для актёрских импровизаций и находок: Пудовкин охотно разрешал «самовыражаться», если видел, что актёр проникнут ролью.

Местом съёмок Всеволод Пудовкин выбрал ту самую Горьковскую область, где находился колхоз «Трактор», в кино фигурирующий как колхоз имени 1 мая. У колхоза имелся собственный самолёт Ан-2, он же знаменитый «кукурузник», и на нём разрешили летать Всеволоду Пудовкину и оператору Сергею Урусевскому, чтобы выбирать натуру. Работу Урусевского нужно отметить отдельно: природа в кадре показана великолепно, завораживающе, это настоящее биение жизни (особенно в финальной части, когда надвигается гроза). То мощное объёмное дыхание, тот живительный воздух, которые льются с экрана, не даст никакая компьютерная графика. Вообще картинка — это отдельное достоинство фильма (плюс, видимо, отличная плёнка), поэтому, несмотря на некоторую неизбежную идеологичность, лента смотрится хорошо.

«Возвращение Василия Бортникова» вышло весной 1953 года и быстро завоевало зрительские симпатии: лента вошла в число лучших фильмов года. Всеволоду Пудовкину удалось сделать всё, что он задумал. Журнал «Искусство кино» писал о фильме:

«Пудовкин как проницательный психолог улавливает душевные состояния в тончайших оттенках. В звуковом фильме он не торопит слова себе на помощь — использует пластическую силу кинематографа, о которой к тому времени забыли многие режиссёры, «избалованные» звуком. Его работа над пластикой образа получает великолепное развитие в актёрском мастерстве психологических углублений и детализации. Режиссёрские и актёрские средства кинематографической выразительности действуют теперь в полном согласии, не борясь за преобладание».

А вы помните этот фильм? Как вы думаете, прав ли был Всеволод Пудовкин, отдававший предпочтение визуальности, или всё-таки в кино слова важны так же, как и картинка? Или, может, слова даже важнее?

Оцените статью