Фильм «Самая обаятельная и привлекательная» был снят в 1985 году. В апреле 85-го объявили перестройку, и все мы верили, что вот еще чуть-чуть, и все изменится, заживем! Советское кино еще было живо. И одним из таких последних фильмов стала комедия «Самая обаятельная и привлекательная» с Ириной Муравьевой в главной роли. Тема поиска личного счастья не устареет никогда, вот и этот фильм стал одним из самых популярных в первые перестроечные годы.
Главная героиня Надя Клюева засиделась в девках. Ей скоро уже 30, а мужа нет. Отсутствие семьи она с лихвой компенсирует общественной деятельностью. Участвовать в соревнованиях, собрать деньги на очередные свадьбы/похороны, рвануть в командировку, подежурить в народном патруле, задержать преступников и получить живописный фингал под глаз — данивапрос. В каждом советском коллективе имелась такая дева, которую вечно куда-то выдвигали, отправляли и посылали — ну а чем ей еще заниматься, у нее ни мужа, ни детей. Она старательная, добросовестная, честная (местами даже чересчур), компанейская (тоже местами чересчур)… Но мужчины обходят ее стороной.
Нет в ней женственности, манкости. Сексуальности. Изюминки этой женской. Она ведет себя как мужик. У нее резкие суждения, резкие движения, резкие интонации — парень в юбке. Добавьте к этому ноль косметики, вечный конский хвост и старушечий прикид (особенно ободок доставляет) — ну кого такая может заинтересовать? Нет, и такие (большинство) рано или поздно выходят замуж, но в основном поздно и за неликвид на рынке женихов. Ну, типа того же Гены Сысоева и Лёши Пряхина. Таким девушкам намного тяжелее устроить свою личную жизнь.
Можно долго рассуждать о том, почему она такая. Мне думается, что мать не приучала ее к красоте, не воспитывала в ней женственность из боязни как бы деточку-кровиночку не увел грязный вонючий волосатый мужик. Упорхнет ведь родимка из материнского гнезда, и останется мамка одна. И неосознанно она прятала все женственное в дочери, не давала ему прорости. Когда Надя была подростком, это не так бросалось в глаза — все девочки были примерно одинаковы, и Надежда даже с кем-то там целовалась. А потом девочки выросли, почувствовали себя женщинами… Все, кроме Нади. А она так пацанкой и осталась. Только целоваться с ней уже никто не хочет. А когда Надя вдруг сломала шаблон, выскочила из колеи, то и сама мать удивляется: «Ой, какая ты»…
Но если фирменные брюки и «»Кардена», как у жён дипломатов» можно купить, то переделать свою натуру очень сложно. Надя не научена, нутром не чует, как надо вести себя с мужчинами, и от этого ее потуги завоевать согласно постановлению ВЦСПС Сусанны Володю Смирнова смотрятся жалко и анекдотично. Как топором рубит. И все сразу понимают, какая цель за всеми этими пирожками и фирменными шмотками. Да, Надя прекрасный товарищ, она очень хороший человек, но она так и останется пацаном в юбке. В дорогой фирменной юбке. Поэтому в финале она и возвращается к своему привычному образу — девушка с теннисной ракеткой. Зрителям, конечно, хочется, чтобы у Нади все сложилось с этим Геной… Но скучать по человеку не значит жениться. Ни недотепа Пряхин, ни франт Смирнов, ни тот же Гена не пали к ее ногам с кольцом в руках. Гена ведь тоже рассматривает ее исключительно как партнера по теннису…