«Ключ без права передачи» — почему Марина плохой учитель?

В 1970-х годах было так много хороших, при том – острых фильмов о школе, что я очень хотела поскорее вырасти и влиться в школьные ряды. К слову, учёба впоследствии меня не разочаровала…

Одна из моих читательниц предложила мне разобрать «Ключ без права передачи» (1976), где мы видим привычную для позднесоветского искусства картину – учительница-новатор противостоит косному и «пресному» коллективу, причём директор – вовсе не на стороне своих «тётушек».

Кирилл Алексеевич одобряет молодую-дерзкую?

Однако тут всё сложнее. Тогда сей типаж был моден – привлекательная и говорливая дама-гуманитарий дружит со своими учениками, задаёт им странные сочинения, водит на экскурсии, но при том – в личной жизни у неё какие-то сложности и даже провалы.

 Такова Надя Шевелёва с её гитарой, долгоиграющим «старо_девичеством» и «побегом» к доктору Лукашину; из той же когорты милая Танечка в драме «Вам и не снилось» (1980). Не мымры и не грымзы. Хорошенькие и — учат думать. Марина Максимовна в исполнении Елены Прокловой – точное попадание в тренд.

Интересно, что ей противопоставлена скучная «химоза» Эмма Павловна, которую блистательно сыграла Лидия Федосеева-Шукшина (она же мама Ромы Лавочкина в «Вам и не снилось»!)

В детстве и юности мне нравилась эта Мариночка Максимовна, эффектная в своих скромных, учительских вещах, мать-одиночка, тянущая свой нелёгкий воз. Молодая Проклова не может не завораживать, равно как эти уроки, где говорят «о высоком», а не трындят по программе.

Сейчас я бы не сказала, что эта леди-педагог, хвастающаяся, что дети вручили ей «ключ» от своих сердец, мне симпатична.

Потому что она – коварный деспот. Безусловно, антипод-химоза – вообще халтурщица и базарная мадам (беспроигрышное сочетание для отрицательной героини), однако, противопоставление Эммы Павловны и Мариночки – это выбор меж двух зол, а режиссёр Динара Асанова это показывает.

Правда, не напрямую, а исподволь. Она делает вид, что всецело на стороне той, которая водит старшеклассников слушать поэтов (к слову, этот приём с живым чтением стихов уже был в «3аставе Ильича» (1965), да и Ахмадуллина с Окуджавой те же, но сменилась эпоха). А что за этой дивной ширмой?

По факту Марина Максимовна, у которой нет полноценной семьи, «утаскивает» школьников в свой пустоватый мир. Одна из девочек сбегает со своего дня рождения, куда пама-мама пригласили взрослых коллег, …домой к учительнице. Там – весело, тусовка, разговоры.

Марина заполняет собственные прорехи с помощью квартирников-посиделок — при свечах.

Со временем у таких учительниц-подружек утрачивается чувство реальности, и они становятся, как …юродивая Елена Сергеевна (которая «дорогая») – неслучайно Эльдар Рязанов позвал на эту роль Марину Неёлову, одну из очаровательных актрис 1970-х.

Конечно, мнения могут быть различными – кому-то больше нравится учитель, натаскивающий для сдачи экзаменов, а кому-то – задающий сочинение на тему «О чём бы я спросил Фёдора Достоевского?» (например), но лучше, когда всё в меру, а ученики остаются именно учениками, а не приятелями, с которыми поются песни Окуджавы, развалившись на диване.

Марина Максимовна, как педагог, нулевая – просто пока она красива и полна идей, детки смотрят с обожанием, но через 5-7 лет итог будет печален – придёт поколение циников, и оно скушает Мариночку безо всякого сожаления.

Оцените статью