В этой истории есть лёгкая романтизация, но нет эстетизации, а Глеб Жеглов чем-то напоминает …своих же «подопечных», иногда фраеров, а порой и воров в законе.
Положительные на 100 процентов – это Володя Шарапов да Варя Синичкина – люди будущего, той самой «эры милосердия», а пока – всевозможные Верки-модистки, гражданки Волокушины, мелкая и крупная шпана.
В этой истории есть персонаж, из-за которого всё завертелось – это Лариса Груздева, лица которой мы так и не увидели, зато (по тексту Вайнеров), новичок Шарапов, был шокирован видом убитой Ларисы:
«Было невыносимо стыдно смотреть на эти закоченевшие стройные ноги…». Смутили, …испугали эти мёртвые ноги дамы. Таким образом, этой молодой и красивой Лары нет,
…но она присутствует в каждый момент времени. Можно посмотреть на Ларису не как на жертву преступления, а как на женщину, по сути, пришедшую и — приведшую к печальному финалу.
И сам Груздев из интеллигента и талантливого микробиолога (в книге есть указание на его специальность) превращается в неприятного типа и, в общем-то, правильно Жеглову он не понравился.
Смотрим! Юная девушка после школы решила пойти в актрисы, но её не взяли, и она устроилась в костюмерную. Лишь бы рядом с Мельпоменой и прочей Терпсихорой.
Дольче вита и фальшивые блёстки — а какие же ещё на сцене? Все королевы Шекспира и Шиллера носят подделки — в свете рампы всё кажется дивной иллюзией.
Груздев – немолодой кавалер – полюбил привлекательную девицу и женился. Наверняка, зацепила его не талантом, которого не было – внешностью.
Типичный послевоенный вариант – мэтр и хорошенькая нимфа. Потом стал дико ревновать и – разочаровался. Не выдерживал и невинного флирта, по словам Нади — сестры Ларисы. Поматросил …и решил, что «не его» судьба.
Нашёл себе такую же, как сам, неюную интеллигентку по фамилии Желтовская (из шляхты, из бывших в 99 из 100) и уехал в Лосинку, на тот момент глубочайшее Подмосковье.
Нет, Груздев не прям-таки подлец – он даже оставил непрактичной Ларе свою честно заработанную жилплощадь, предлагал размен. А она? Отбила у подружки эффектного Фокса и настроилась на столь же эффектную будущность.
При том, что с момента знакомства с Фоксом до печальной развязки прошло не три года, а совсем ничего. То есть Лариса была дамочкой весёлого поведения,миленькой авантюристкой, но при том – наивной до жути.
Я не утверждаю, но мне кажется, что имя Лариса тут неслучайно — этот же стиль бытия прослеживался у классической героини, Ларисы Огудаловой — любовь, страсти, романтика, криво почерпнутая из французских новелл.
Это — наиболее виктимный тип личности, что мы и увидели. А Груздев? Правильно ему Глеб сказал, что следует наводить порядок «со своими женщинами», да ещё и оружие не раскидывать. Неприятная пара, хотя, чисто по-человечески (и по-милицейски) их жаль.