У этого трёхсерийного телефильма было невероятное преимущество перед массой милицейских детективов – запоминающееся название. Как правило, наши остросюжетные киноистории не обладали интересной «вывеской» — авторы сценариев, да и книг предпочитали скучные, ни о чём не говорящие заголовки, типа «Кража», «Ночное происшествие», «Случай из следственной практики». Зато содержание всегда бывало роскошным!
А здесь – целое «Колье Шарлотты» (1984). Уже интересно. Почти ожерелье королевы. Что за Шарлотта? Жена царевича Алексея – Шарлотта Брауншвейг-Вольфенбюттельская, женщина несчастной доли и трудной судьбы. Муж не любил, страна не понравилась. По сюжету колье — подарок свекра – Петра Великого. Ох, как не хватало сему повествованию сцен галантного столетия, с париками да фижмами, под музыку Вивальди. Но — нет. Завязка, впрочем, увлекательна.
Некий симпатичный парень приходит к пожилому ювелиру на предмет «заказа», и мы видим, как вожделенно горят глазки визитёра при виде того-самого-колье. О, нет — умелой копии. Следом мы узнаём, что Виктор Кораблёв (очаровательнейший Игорь Янковский) – фарцовщик; из родственников – только любимая сестра Светлана (Валентина Воилкова). Сироты. Человек в целом неплохой, но падок до шальных денег и красивой жизни.
И вот …впутался в дельце, которое будет стоить ему слишком дорого! А если точнее – это будет стоить ему жизни. Как было модно в позднесоветских детективах, у того фарцовщика дома имелась валюта, а ещё религиозный артефакт – панагия. Это слово уже звучало в самых разных киносюжетах, в той же «Краже» (1970). Однако же панагия тут — эффектная деталь, для красного словца.
Всё дело в колье. И вот обыденное (вроде как) уголовное дело попадает (ни много ни мало!) на стол к чекистам – Павлову и Серёгину. Люди с хорошими лицами – Вадим Ледогоров (сын Игоря Ледогорова) и Кирилл Лавров. Беседы мудрого «старика» Серёгина с начинающим «птенчиком» Павловым – отдельная изюминка этого фильма, равно как диалоги Серёгина с сестрой фарцовщика или с тем ювелиром по фамилии Ройзман.
И вот начинается скрупулёзное расследование. Мелькают злачные и сомнительные места, вроде ресторана с варьете-программой, дом моделей, станция автотехобслуживания (в советские времена автослесари делали громадные деньги и частенько слыли хапугами). Разматывание запутанных клубков, многие из которых не имеют внятного начала. Все три серии зрителя держат в тонусе.
…Некие зарубежные господа желают приобрести колье, находящееся на территории Советского Союза, и местный криминалитет в лице рецидивиста Корчёнова (Юрий Кузнецов, будущий супер-мент из «Улиц разбитых фонарей») готов сотрудничать с буржуинами. Задача наших компетентных органов – помешать, предотвратить, обезвредить. И – утереть всем гадам их коварные носы.
Выясняется, что колье принцессы Шарлотты не просто вещь с богатой историей, но и пропавшая реликвия, находящаяся в розыске с 1917 года, то есть с момента начала реквизирования драгоценностей у побеждённых классов. Это ещё один маркер позднесоветских детективов — достояние республики, бриллианты для диктатуры пролетариата и сокровища, зашитые в стулья году этак в …двадцать таком-то… Ретро-романтика!
Неожиданные роли. Допустим, Елена Соловей в образе жуликоватой дамочки. О, как забавно и мило звучат «блатные» словечки в её устах! Волшебная пара заграничных авантюристов! Он – некто Пачински, коллекционер-контрабандист из Канады. Его играет сценарист Владимир Валуцкий, автор столь разных сценариев, как «Семь невест ефрейтора Збруева», «Ярославна – королева Франции», «Мэри Поппинс, до свидания» и «Зимняя вишня».
Спутница Пачинского – Мэри, типовая девица из западного журнала мод, причём не ширпотребовского, а Vogue, но, увы, с вечно с полуоткрытым ртом и апатичными глазками. Имя актрисы тоже заграничное – Карина Моритц, хотя, родом из Ленинграда. Носит атласные, белые штаны-бананы, да и вообще выглядит умопомрачительно. Нездешне. За всё время не произнесла и пяти слов, а запомнилась.
По итогам — преступники взяты, западные «любители» острых бриллиантовых ощущений выдворены ни с чем, а хорошие люди и порядочные советские граждане могут спать спокойно. Ничто не проползёт через наши границы! Почему этот фильм – удачный? Авторы не увлеклись галопом, а позволили фабуле течь плавно и при этом – динамично. Да, там была ещё одна важная мысль — наши жулики, типа Корченова, завсегда обманут тамошних Пачински! Советское — значит лучшее. Даже в этом смысле.