Комедия, где тихоня-подкаблучник взбунтовался и подмял под себя мир

Для большинства зрителей эстонский актёр Юри Ярвет — герой одной роли, хоть и выдающейся. Именно она принесла ему всесоюзную славу и сделала знаменитым на весь СССР — это был Король Лир в экранизации одноимённой пьесы Шекспира режиссёра Григория Козинцева (1971). Однако к моменту выхода «Короля Лира» 50-летний Ярвет уже имел в активе полтора десятка работ в кино и почти 30-летнюю театральную карьеру. В числе одной из предыдущих картин была комедия «Венская почтовая марка» (1968), где Юри Ярвет, запомнившийся как актёр глубокий и драматический, явил свою комическую сторону.

Сценарий для фильма «Венская почтовая марка» написал эстонский писатель Арди Лийвес, переработав собственную пьесу с тем же названием, опубликованную чуть раньше. Писателя занимали вопросы современности, и в «Венской почтовой марке» он обратил внимание именно на них. Занятно, что

собственно о марке речь идёт лишь в начале и в финале, основная часть действия посвящена неожиданному и мгновенному превращению обывателя, живущего по принципу «моя хата с краю», в борца с пороками общества, героя женских грёз и Прометея (так охарактеризовала его одна из коллег).

За постановку взялся молодой, но активный режиссёр Вельё Кяспер, а главную роль отдали Юри Ярвету.

Тут стоит сказать, что в родной республике Юри Ярвет тогда был уже очень хорошо известен и зрителям любим. И не только за кино. В большей степени Ярвет был популярен как талантливый и многогранный театральный актёр, которому под силу был любой образ. Актёр начал карьеру ещё до войны, а потом увлёкся эстрадой и конферансом и в этой области тоже отлично зарекомендовал. При этом

репризы, скетчи для выступлений артист писал для себя себя, мало того, он был автором занимательных и остроумных фельетонов, печатавшихся в эстонских газетах и журналах.

А в 1965 году даже вышла небольшая книга Юри Ярвета, где были собраны его юмористические произведения. Увлечение сатирой помогло Юри Ярвету создать образ главного героя «Венской почтовой марки» Мартина Ролля.

По сюжету Мартин — обычный инженер фабрики по производству деревянных ящиков. На работе он середнячок, закрывающий глаза на злоупотребления: директор без конца водит по территории экскурсии, на производстве раздрай, рабочие ремонтируют квартиры руководства вместо прямых обязанностей, используя фабричные материалы.

Дома Мартин в полном подчинении у жены, мещанки и хапуги. Взрослую дочь он устроил на свою же фабрику, хотя она по профессии ветеринар, и не в силах влиять на сына-двоечника, которого мамаша перевела в вечернюю школу (в обычной школе учителя так придираются, а мальчик такой нервный!).

Единственная отрада для Мартина — его коллекция марок, которой он готов посвящать часы.

Но как-то к нему приезжает товарищ Тонис. Мартин и Тонис вместе воевали в Великую Отечественную, бок о бок прошли не один жестокий бой, и Тонис помнит друга как настоящего бойца, отважного и бескомпромиссного. Теперь же перед ним слабак и тряпка, живущий не по совести.

Тонис предлагает Мартину пари — тот один день должен вести себя как борец за правду и не поступаться принципами. На кону — уникальная венская марка из коллекции Мартина, единственная на всю Эстонию,

за которую Мартин отдал целое состояние. И Тонису, тоже филателисту, очень хочется завладеть ею. Знал бы Мартин, на что его толкает товарищ и чем обернётся его желание говорит по любому поводу правду!

Лента снималась на киностудии «Таллинфильм», поэтому прочие роли распределились между эстонскими исполнителями. В 1967 году на киностудии запустилось четыре картины, среди которых и была «Венская почтовая марка», и для республиканской киностудии, недавно отметившей 35-летие, это был привычный объём. Окончили работу над фильмом в конце года, а в начале следующего картина вышла в прокат в Эстонии. Несколько месяцев ушло на русский дубляж, и уже осенью 1968 года «Венская почтовая марка» стала прокатываться по всей стране. При озвучке голос Юрия Ярвету дал Ян Янакиев, также можно услышать голоса Олега Голубицкого и Олега Мокшанцева, Ксении Козьминой и Арины Алейниковой, Алексея Сафонова и Владимира Балашова.

Во всесоюзном прокате «Венская почтовая марка» прошла почти незамеченной, хотя фильм сам по себе неплох и забавен и для своего времени был актуален (хотя некоторые его элементы и сейчас отлично видны в нашей жизни). Критики, однако, отмечали, что сценарий слабоват, и Юри Ярвету достался материал неблагодарный. При этом сам актёр за роль Мартина Ролля получил похвалы. Журнал «Советское кино» отмечал:

«Ярвет сумел создать образ очень человечный, живой, вызывающий сочувствие. Более того, извлечь из этого нехитрого сюжета свою личную тему, которая всё явственнее звучит в многообразии ярветовских ролей. <…> Ярвет играет также тонко, мягко, с чуть заметной усмешкой — намёком на комедийный жанр, с той мерой, которая необходима в драматургических ловушках, куда загнал его сюжет «Венской почтовой марки”».

А в каких ролях Юри Ярвет запомнился вам? Помните его, например в «Мёртвом сезоне» или «Отеле “У погибшего альпиниста”»?

Оцените статью
Комедия, где тихоня-подкаблучник взбунтовался и подмял под себя мир
“Кавказская пленница” — Нина, как образец стиля