Комедия, где трое отцов делили троих сыновей

Евгений Евстигнеев снялся тут в глубокомысленном эпизоде без слов, Людмила Шагалова предстала жгучей брюнеткой, а Евгений Моргунов стал эдаким искусителем, заложившим в голову одного из центральных героев странную и опасную мысль —

его сына подменили в роддоме, так что теперь он воспитывает чужого малыша.

Персонажей в ленте много: это трое отцов, три современные мамы и три мальчика-детсадовца, по одному на семью. И как раз поэтому изначально комедия называлась «Трижды три», а уже потом, в ходе съёмок, появился другой вариант — «Хотите — верьте, хотите — нет…» (1965).

По сценарию писателя и сценариста Анатолия Галиева фильм снимали два молодых начинающих режиссёра Игорь Усов и Станислав Чаплин (удивительный и странный факт: в титрах режиссёр фигурирует как Чалин). Для обоих это был первый опыт самостоятельных съёмок, хотя и и Усов, и Чаплин уже успели поработать вторыми режиссёрами у более именитых коллег. Судьбы Игоря Усова и Станислава Чаплина сложились по-разному, но оба в целом прошли успешный путь. Игорь Усов продолжил работу в игровом кино, отдавая предпочтение семейной и детской тематике (любопытно, что и следующий его фильм был посвящён отцовству — эта добрая и уютная картина «Мой добрый папа» (1970)). А вот Станислав Чаплин, по образованию бывший киноведом, постепенно стал отходить от художественных лент и двигаться к документальным.

Но, по его словам, его всячески ограничивали, ставили препоны, картины заставляли резать. В конце концов режиссёр принял решение уехать из страны, что и сделал в 1976 году. По ряду версий его дебют «Хотите — верьте, хотите — нет…» после этого быстро исчез с экранов и с тв (как этого и случалось с фильмами невозвращенцев) и со временем стал забываться.

Но весной 1964 года ещё никто не знал, что случится спустя десять лет, так что молодые кинематографисты с задором приступили к съёмкам солнечной семейной комедии. По сюжету молодой папаша Роман Курыкин, увлекающийся музыкой, обнаруживает, что его сын начисто лишён слуха. Мужчину это расстраивает, ведь он планировал, что наследник тоже займётся музыкой. И тут весьма (не)кстати у него происходит случайная беседа в ресторане:

незнакомец рассказывает, что у него родился сын, а ему в роддоме подсунули девочку. Роман тут же приходит к выводу, что и его сына тоже перепутали.

Он разыскивает ещё трёх мужчин, у которых в тот же день в том же роддоме родились сыновья и предлагает им разобраться, кто же на самом деле чей отец.

Ради этого троица даже затевает интригу: они всеми и правдами и неправдами заселяются с жёнами и сыновьями в одну коммуналку. И если отцы и их сыновья тут же становятся друзьями, то жены поначалу не ладят. Впрочем, это и неудивительно, ведь одна из них красавица-модель, модница и почти актриса, другая — учёная-математик, пишущая диссертацию, а третья — простая радушная девушка. Как им втроём ужиться на одной кухне?

Мало того,

они не в курсе, почему оказались в этой коммуналке, ведь папаши в свой секрет их не посвятили.

Чем закончится расследование дела и как поделят отцы наследников в зависимости от их талантов, узнайте, посмотрев фильм.

Главных ролей в комедии оказалась аж девять, и режиссёрам и их помощникам пришлось несладко в поисках исполнителей. Первыми утвердили малышей. Сначала на площадке появился юный актёр Алёша Загорский, которого зрители уже знали: чуть раньше он снялся в фильме Ильи Фрэза «Я купил папу» (1963). Быстро пришла идея попробовать на роль сына второй пары младшего брата Алёша пятилетнего Андрея, у которого уже тоже был пусть крошечный, но тоже опыт съёмок. Третьего парнишку нашли в одном из детских садов Ялты, это был пятилетний Игорь Капитонов. Несмотря на артистичность, никто из мальчиков карьеру в кино продолжать не стал, у всех троих опыт ограничился несколькими работами в детстве, и больше о них ничего не известно.

Взрослые роли распределились между уже именитыми исполнителями и неопытными. Романа Курыкина, который и заварил всю кашу, сыграл Игорь Климентьев. Кинозрителям его имя ничего не говорило, но вот московские театралы уже успели оценить его работы в Московском театре драмы и комедии. Его жену Риту, ту самую щеголиху-модель, отдали Гренаде Мнацакановой, актрисе и певице.

Второй семьёй (Шульгины) стали Владимир Куркин и Муза Крепкогорская.

И если Муза Крепкогорская уже были зрителями любима, то Владимир Куркин главную роль получил впервые, хотя в кино работал уже более десяти лет, получая лишь мимолётные эпизоды.

Ну и третью чету (Сазоновы) составили известные всей стране Анатолий Адоскин и Людмила Шагалова в очень непривычном виде строгой учёной дамы и преподавательницы в очках, изучающей английский язык во сне.

Во второстепенных ролях в картине появились Зоя Фёдорова и Евгений Евстигнеев,

Любовь Малиновская и Евгений Моргунов, Надежда Самсонова и Пантелеймон Крымов.

Одну из последних ролей сыграла в комедии Ольга Наровчатова, начавшая карьеру ещё в детстве. Спустя несколько лет Ольга полностью порвала с кино и занялась поэзией, как и её отец — поэт Сергей Наровчатов. Текст за кадром читает обладатель одного из самых запоминающихся голосов — актёр Зиновий Гердт, который иронично предлагает поразмышлять над реальностью происходящего и поверить в историю или нет. Обратите внимание и на исполнительницу песни в начале и в финале — это Людмила Гурченко. Редкий случай, когда Гурченко спела, но не появилась в кадре. А вот в следующем фильме Игоря Усова «Мой добрый папа» Людмила Гурченко сыграет уже главную роль.

Большая часть фильма снималась в тёплой Ялте. Собственно, изначально «Хотите — верьте, хотите — нет…» должен был выпускаться на Ялтинской киностудии, но как раз в то самое время решено было объединить Ялтинскую киностудию и московскую киностудию имени Горького, так что комедия считается продуктом одновременно двух киностудий. В прокат она вышла посреди лета 1965 года и порадовала зрителей милым сюжетом, обаятельным героями и лёгкой интригой.

Задумывая фильм, молодые режиссёры рассчитывали снять «комедию в чистом виде». При этом отмечая, что

«сценарий Анатолия Галиева, несмотря на шуточный характер и условность ситуации, говорит о дружбе, о влиянии доброго примера и слова».

Лента получилась и в самом деле забавной, хоть местами и немного суетной (но спишем это на неопытность режиссёров). А ещё можно посмотреть на советский быт шестидесятых (улицы, обстановка в квартирах, дети, спокойно и без надзора гуляющие во дворе часами).

А вас увлекли педагогические и генетические расследования из этой комедии?

Оцените статью
Комедия, где трое отцов делили троих сыновей
Эльдар Рязанов: почему у знаменитого режиссера так и не сложились отношения с родным отцом