Комедия о потешных приключениях колхозников в городе

Для Сергея Никоненко комедия «Целуются зори» (1978) стала третьей самостоятельной режиссёрской работой. Актёрских же работ у него к тому времени было несколько десятков, и, пересев в режиссёрское кресло, Никоненко актёрство не оставил: продолжал активно сниматься у других режиссёров и появлялся в собственных лентах. Фильм о трёх жителях деревни, которые совершили удивительное путешествие в город, за несколько дней пережив массу приключений и познакомившись с разными людьми, не превратилась в большой хит, но

запомнилась многим зрителям душевность, добротой и очень тёплой атмосферой.

И, конечно же, героями, двое из которых, мужчины в возрасте, в городе почувствовали себя заблудившимися детьми, которым многое вокруг непонятно.

История фильма началась задолго до начала съёмок. Вологодский писатель Василий Белов ещё в шестидесятые задумал написать повесть, в которой смешное перекликалось бы с грустным, курьёзное с трогательным. Задумку одобрил давний приятель Белова Василий Шукшин. Писатель работал над историей несколько лет и лишь в 1973 году она увидела свет. Повесть «Целуются зори» заинтересовала молодого режиссёра Сергея Никоненко, который и затеял её экранизацию. Причём сразу же было решено снимать там, где происходят события, на родной земле писателя Василия Белова — в Вологде.

Сергей Никоненко к Вологде питал особые чувства: когда-то он тут снимался у Никиты Михалкова и буквально влюбился в эти места.

Сюжет фильма, сценарий для которого написал сам Василий Белов, можно описать кратко: колхозный бригадир Николай Иванович должен поехать в город на совещание. С ним такое происходит впервые, и компанию ему готовы составить пожилой колхозник Егор Егорыч, и молодой тракторист Лёшка, которому в городе хочется купить новую гармонь. Путь предстоит преодолевать на пароходе, где мужчины встречают компанию молодых солдат. Наутро выясняется, что

Егорыч каким-то образом обменялся головным убором с сержантом из этой компании. И вроде это не такая уж потеря, но есть проблема: на подкладке фуражки Егорыча был записан городской адрес зятя, у которого колхозники намеревались остановиться на ночёвку.

Так что теперь они остаются без ночлега. Но это лишь малая часть сложностей, которые им предстоит пережить. Кстати, Николай Иванович, Егорыч и Лёшка картинно и со смехом не взяли с собой крёстную Лёшки Настасью, которой тоже требовалось в город. И вот ей-то, несмотря на коварное равнодушие соседей по деревне, повезло в городе куда больше.

Актёрский состав подобрали довольно быстро. Исполнителя роли Лёшки, молодого парня, нашли в Щукинском училище. Им стал студент Андрей Смоляков, который раньше никогда не снимался в кино. Однако на площадке он быстро освоился, несмотря на присутствие рядом мэтров, и первую в карьере роль сыграл замечательно.

И хоть озвучание Лёшки Андрею Смолякову не доверили (это сделал более опытный актёр Владимир Носик), он до сих пор благодарен Сергею Никоненко за возможность сделать первый шаг в кино.

Николая Ивановича и Егорыча сыграли Иван Рыжов и Борис Сабуров,

в роли крёстной Настасьи — Мария Скворцова (вообще отмечу, что тема церкви и веры не один раз всплыла в фильме, что весьма необычно для советского кино).

Роль городской товарки Настасьи, у которой та остановилась на ночь, ушлой любительнице страшных рассказов Акимовны, досталась Елене Рубцовой, эпизодическую роль сотрудницы камеры хранения сыграла Мария Виноградова,

второплановую роль девушки Фаины Сергей Никоненко отдал супруге Екатерине Ворониной, снимавшейся во всех его лентах.

В небольших ролях Валентина Титова, Александр Пятков, Леонид Куравлёв, Михаил Кокшенов, Алексей Ванин. Роль дантиста (которого жители деревни перепутали с адвокатом) сыграл Борис Левинсон, известный московский театральный актёр, но кинодебютант (в почти 60 лет!). Нашлась крошечная роль и для самого режиссёра: Сергей Никоненко появился в финале в образе журналиста.

В массовых сценах приняли участие жители Вологды, среди которых были и местные знаменитости, например, поэт Виктор Коротаев и прозаик Александр Грязев.

А ещё к созданию картины приложил руку гармонист Александр Рачков: именно он играл на инструменте за героя Андрея Смолякова, когда тот устроил импровизированный мини-концерт в музыкальном магазине. Сергей Никоненко предлагал принять участие в качестве эпизодника и самому Василию Белову, но тот отказался, хотя на съёмочной площадке время от времени бывал.

Съёмки пришлись на лето 1977 года, поздней осенью занялись монтажом и озвучанием. Но лента, казалось бы, лёгкая, симпатичная, уютная, совсем не понравилась худсовету. Позднее Сергей Никоненко сетовал, что приём шёл с большим трудом, его заставляли переделывать эпизоды и вырезать куски из фильма.

Основной претензией было то, что колхозники выставлены в нелепом виде, выглядят несообразительными и необразованными и ведут себя неуклюже.

После многочисленных боёв ленту всё же выпустили, но премьера обошлась режиссёру дорого: тогдашний директор «Мосфильма», где и ставилась лента, Николай Сизов объявил, что запретит Никоненко работать на киностудии. Следующие фильмы режиссёр делал уже на киностудии имени Горького.

Первый показ комедии «Целуются зори» прошёл в Вологде осенью 1978 года. Горожане с восторгом смотрели фильм, разыскивая в кадре себя и знакомых и узнавая городские пейзажи, часть из которых узнаётся и сегодня. В прокате лента собрала больше 7 миллионов зрителей, что было вполне сносным результатом.

«В незамысловатой истории поездки трёх селян в город режиссёр открывает для зрителей драгоценные россыпи русской натуры, стремится создать средствами киноискусства волшебный сплав народной мудрости, лукавства и природного человеческого достоинства», —

так кратко и ёмко описали третий фильм режиссёра Сергея Никоненко в журнале «Советский экран».

Кстати, а вам знакома фамилия Лассаль? На улице Лассаля и жил зять Егорыча, но, увы, пожилой мужчина забыл эту сложную иностранную фамилию, спровоцировав массу приключений.

Оцените статью