Комедия, в которой святоша устроил старушечье светопреставление

Фильм «Конец света» (1963) сегодня мало кто помнит. Между тем, это довольно остроумная и забавная картина, авторы которой разоблачили деревенского сектанта.

На фоне других похожих лент того времени «Конец света» стоит особняком хотя бы потому, что представила события в комедийном ракурсе, а не драматическом.

А ещё это первая большая кинороль недавнего выпускника Щепкинского училища и будущей знаменитости Станислава Любшина, который предстал тут в крайне любопытном виде, но об этом ниже.

И сценарист фильма Василий Соловьёв, и режиссёр Борис Бунеев были уже довольно опытными кинематографистами, оба имели в фильмографии по несколько работ. «Конец света» — это их первая и единственная совместная лента, но в будущем и сценарист, и режиссёр вполне преуспел в кино в сотрудничестве с другими коллегами. Этот же фильм был отражением своего времени и снят с лёгким оттенком оттепельности, но на тему актуальную — борьбу с религий и сектантством. Повествование ведётся от имени главного героя, только что демобилизовавшийся парня Сашки Ликардокина, который возвращается в родную деревню Опёнки. Пока он служил, в деревне случились изменения: сюда прибыл батюшка Михаил, своими силами облагородивший местную церковь и теперь ведущий службы.

А вот уже после возвращения Сашки началась другая история:

в Опёнках появился некто Филин, пожилой мужчина, именующий себя «святым человеком». Поселился этот святоша у Матрёны, колхозницы, давно овдовевшей и потерявшей на войне сына, и начал обхаживать других пожилых колхозниц псевдорелигиозными россказнями и запугивать концом света.

Ему попытался противостоять батюшка Михаил, но неудачно. Апофеозом всего стал запланированный конец света, ради которого деревенские бабульки собрались в белоснежных нарядах на Бабьей горе под предводительством Филина.

Конечно же, светопреставление не состоялось (да и вообще, бабульки запутались, то ли оно должно быть по старому стилю, то ли по новому), а якобы вознёсшийся на небеса Филин оказался в милиции, где и выяснилось, что на самом-то деле святой человек — бывший односельчанин Василий маракушин, который мстит и Матрёне, в которую когда-то был влюблён, и другим колхозникам.

На роль рассказчика Сашки утвердили молодого выпускника ГИТИСа, дебютанта Станислава Соколова. Для начинающего актёра это была большая удача: Станислав, не имеющий никакого опыта, сразу получил главную роль. К сожалению, дебютный фильм так и остался единственным, где Станиславу Соколову достался центральный персонаж, в дальнейшем он появлялся только в ролях второстепенных. Очень яркая и колоритная роль досталась Станиславу Любшину. В отличие от тёзки Соколова Любшин в кино уже снимался, но это были эпизода.

В «Конце света» его батюшка Михаил — человек современный, разъясняющий старушкам, что гром порождают разряды электричества, а вовсе не поездки пророка Ильи на небесной колеснице.

А ещё батюшка по ночам не прочь погонять на мопеде, приобщиться к коньячку на полуночном пикнике и станцевать модный рок-н-ролл.

Под стать супругу и матушка Клавдия, в роли которой Дая Смирнова, зрителям запомнившаяся как Любаша, возлюбленная Ивана Бровкина из популярной дилогии.

Матушка гуляет по деревне в модных нарядах и тёмных с приёмником в руках, а ещё имеет привычку купаться в речке и загорать (о ужас!) в купальнике, а местные ребятишки за ней подглядывают. Интересно, что

в одном эпизоде Клавдия обращается к мужу на иностранный манер — Майкл, вот уж воистину современная поповская семья!

В роли Филина — Виталий Полицеймако, а наивная Матрёна — это неотразимая Татьяна Пельтцер.

В других ролях Евгения Колмыкова, ещё одна дебютантка, сыгравшая возлюбленную Саши Ликардокина, Варвара Попова, Пётр Любешкин, Владимир Ратомский. Обратите внимание ещё на двух персонажей: местного участкового и погибшего на войне сына Матрёны, который появляется на фотографии и потом в её предапокалиптических видениях. Милиционера сыграл Виктор Сергачёв, и для этого актёра тоже «Конец света» стал первым появлением на экране.

А вот в роли сына — Олег Видов. Его первым фильмом должна была стать школьная драма «Друг мой, Колька!» (1963), но, как известно, режиссёр Александр Митта уже отснятые эпизоды на монтаже вырезал. Так что в итоге

«Конец света» стал началом карьеры в кино и для Олега Видова тоже.

Натуру для съёмок нашли в Ярославской области, а деревню Опёнки изобразило село Пречистое. Перед киногруппой встала непростая задача:

нужно было найти храм недействующий (в действующий киношников наверняка не пустили бы), но хорошо сохранившийся.

Такая церковь и нашлась в Пречистом, ещё совсем недавно она была действующей, но в середине пятидесятых её закрыли и пока не успели ни разрушить, ни переоборудовать под склад или что-то подобное. А в массовых сценах снимались местные жители, в том числе те, кто ещё недавно посещали ту самую церковь. Колхозницы в отличие от киношников знали правила церковной службы, так что не только помогали советами, но и сами пели на клиросе. Забавно, но некоторые песнопения переложили на народные и даже советские песни. Так,

карабкаясь на Бабью гору, старушки распевали хвалу Господу на мотив «Марша авиаторов» («Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»).

Вышедший посреди лета 1963 года «Конец света» собрал в прокате 14 миллионов зрителей, и это неплохой результат, хотя, конечно, далеко не рекордный. Сейчас фильм забыт, но, думается, напрасно. Лента действительно занятная, а местами по-настоящему смешная, но при этом заставляет задуматься о том, что некоторые люди слишком уже легковерны и готовы довериться первому велеречивым встречному с благообразной внешностью. Критик Инна Левшина, представляя «Конец света» в журнале «Искусство кино», заключила:

«Как часто мы видели антирелигиозные фильмы, которые не были нужны атеистам и не задевали верующих. «Конец света» должен доставить удовольствие первым и посеять сомнения во вторых».

Мне «Конец света» удовольствие доставил. А вам?

Оцените статью
Комедия, в которой святоша устроил старушечье светопреставление
Оказывается, в книге Агаты Кристи был еще один «негритенок», которого Говорухин исключил из фильма. Рассказываю