Есть фильмы, которые являют собой определённую веху в развитии кинематографа. В 1920-1930-х годах вышло несколько работ, которые по сию пору смотрятся, как небывалый прорыв. К ним относится и «Космический рейс» (1935) Василия Журавлёва, снятый при поддержке самого Константина Циолковского.
Тогда весь мир грезил высотой – длительными перелётами, космосом и стратосферой. Помните, номер из фильма «Цирк» (1936), имитирующий полёт в стратосферу? В конце 1920-х Фрицем Лангом и Теа фон Харбоу, творцами «Метрополиса» (1926) и «Нибелунгов» (1924) была создана «Женщина на Луне» (1929).
В СССР этому придавалось ещё и политико-идеологическое значение – пролетарское государство должно стать первым в постижении манящего неба. Вовсю печатались фантастические рассказы и повести, а журнал «Техника молодёжи» звал к покорению новых рубежей. Будущее рисовалось ярким и – грозным, сияющим и свежим.
Как в мечтах Нины Половцевой из гайдаровской «Судьбы барабанщика». Девочка была прямолинейна: «Может быть, куда-нибудь полечу. Или, может быть, будет война». Или так, или – этак. В «Космическом рейсе», действие которого перенесено в 1946-1947 годы, …никакой войны не было. Или её закончили быстрее, чем в нашей реальности.
Перед нами роскошная Москва – с обязательным Дворцом Советов – он часто рисовался, как свершившийся факт. Есть масса обложек, рисунков, коллажей, где творение Бориса Иофана существует в действительности. Это особенность предвоенной цивилизации – прошлое, настоящее и будущее словно бы сосуществуют в единой точке.
Об этом есть прекрасная книга Владимира Паперного «Культура-2», где автор пишет, что 1930-е годы были обращены к Вечности, в отличие от чёткой футуристической направленности 1920-х. Итак, в московском Институте межпланетных сообщений имени К. Э. Циолковского проводятся первые опыты по подготовке полётов на Луну.
И снова мы видим отличные декорации с винтовыми лестницами да пандусами – всё это гораздо эффектнее тех коридоров, что мы видели в 1980-х в Институте Времени – 2084, в мире Алисы Селезнёвой. Однако первые опыты не приносят успеха – кролик-космонавт, к сожалению, погибает, а вторая ракета с кошкой на борту …пропадает с радаров.
И тогда на Луну отправляется ракетоплан — его вылет это особое зрелище! Участники экспедиции – творец ракетоплана, пожилой академик Павел Иванович Седых и молоденькая учёная дева Марина (нет-нет, никаких запретных любовей-романов нет и быть не может – у академика есть хорошая жена-одногодка).
Да, как обычно, в космолёт пробирается пионер-изобретатель Андрюша. Этот мотив космического хулиганства потом будет использован в «Москва – Кассиопея» (1973) и фантастической сказке «Незнайка на Луне» (1963). Забраться в ракету в поисках опасных приключений! Весьма привлекательная тема для детей и подростков.
Хотя, «Космический рейс» — фильм вневозрастной. Герои прилуняются и подают сигналы в Москву. Да, кошку они находят и вместе с ней возвращаются на Землю. В общем-то сюжет примитивен, однако, здесь важны именно спецэффекты – не только Москва-сталинская, но и Луна, её пейзажи. И – настроение.
Всё было, есть и будет! И Дворец Советов, и успешный полёт на Луну в 1940-х, и все эти исследовательские институты, связанные с постижением космоса и манящих небес. Что-то сбывается, а что-то нет. А ещё в роли одного из наземных руководителей старта снялся белокурый красавец Сергей Столяров, русский богатырь советского кино.
«Космический рейс» долгое время был забыт, и лишь в 1980-х его снова показали по телевидению. В 1990-2000-х он и вовсе сделался, как это нынче называют «культовым» — на его базе стали делать клипы, включать фрагменты в передачи, показывали в лекториях, выпустили DVD с новой озвучкой и в сувенирной упаковке.