Когда прославленный Олег Ефремов увидел на сцене эту молодую актрису, то не сдержался:
«Такие, как она, появляются раз в сто лет!».
К сожалению, сегодня мы можем оценить талант провинциальной девушки, покорившей театральную Москву в 80-е годы, только по одному, далеко не самому удачному фильму, в котором 30-летняя Ирина Петрова сыграла свою единственную роль в кино.
Скорее всего, вы не знаете эту актрису. Судьба распорядилась так, что ее жизнь оказалась слишком коротка…
В 1991 году студия «Союзтелефильм» выпустила телевизионный художественный фильм «Казус импровизус». Картину единожды показали по ТВ в январе 1992 году, а потом упрятали подальше от зрителя. В кинотеатрах фильм не выпускался, его мало кто видел тогда и почти никто не помнит сегодня.
Начнем с вычурного названия, что так любили режиссеры в перестроечную эпоху. Это латинский термин, перевод которого зритель увидит сразу в начальных титрах.
Про что лента?
Южный приморский город. Государственная (а других пока еще нет) больница. Предприимчивый врач в исполнении Владимира Машкова сдает койко-места в своем травматологическом отделении всем, кто готов заплатить.
Напомню, это Советский Союз, гостиниц на курортах мало, всем желающим просто негде разместиться. Частники «дерут» втридорога за сараи и подсобные помещения, а потому от желающих пожить на больничной койке за «малую мзду» отбоя нет.
Медсестра и безотказная исполнительница желаний нечистого на руку доктора Нина (Ирина Петрова), втихаря от начальника, тоже решает подзаработать.
«Шеф с этого дела лопатой гребет»
— сокрушается разбитная девица и пускает за взятку в отделение вредную бабку в исполнении только что получившей звание Народной артистки СССР Марии Мироновой, матери Андрея Миронова.
А еще любвеобильная медсестра не может спокойно пройти мимо любого привлекательно мужчины. Соблазняет сразу, что называется, без прелюдий.
Волей случая в одной плате оказываются двое мнимых больных, а на самом деле отдыхающих из Москвы. Та самая впечатлительная пенсионерка, которую приютила Нина, и нервный учитель русского языка Анатолий (актер Александр Марин), протеже врача.
Вот эти четыре перечисленные персонажа и составят ВЕСЬ актерский состав фильма.
Непонятно одно, что делает в этом фильме кинорежиссер Алла Сурикова. Легенда отечественной кинокомедии, очевидно, решила поддержать дебютанта в кино – известного театрального педагога Евгения Каменьковича и стала его сорежиссером, а в итоге заляпала свою блестящую карьеру советского времени.
Впрочем, уже в наше время Алла Исааковна снимет такой «шедевр», как «Человек с бульвара КапуциноК», по сравнению с которым «Казусом импровизусом» можно смело гордиться.
В концовке перестроечного фильма мы узнаем, что смотрели почти детективную историю. Алла Сурикова уже делала нечто подобное – захватывающий сюжет в ограниченном пространстве и с криминальной развязкой, я имею в виду фильм «Ищите женщину». Но сравнивать эти две картины нельзя, ни в коем случае.
В телефильме 1982 года была великолепная литературная основа, остросюжетная история, легенды советского кино в главных и второстепенных ролях. В телефильме 1991 года будут бессмысленные диалоги, отсутствие внятного сюжета, бенефис актерских переигрываний (включая Миронову и Машкова).
В итоге вместо искрометной комедии немногочисленные зрители получили ведро пошлости и полное отсутствие юмора. Вот вам типичная сцена, чтобы оценить комедийность «Казус импровизус»:
Похотливая медсестра узнав, что Анатолий по профессии учитель, томно воздыхает:
— Надо же, а вот учителя у меня ни разу не было…
На что робкий Анатолий удивленно восклицает:
— Как, Вы нигде не учились?
Даже единственный сюжетный ход, где можно было накидать хоть немного шуток, и тот авторы провалили.
Речь идет о «пренеприятном известии», о том, что в больницу едет комиссия — как я понимаю, тот самый «непредвиденный случай». И врач, боясь разоблачения своих делишек, решает лжепациенту Анатолию, который по медицинской карте является «жертвой аварии», сломать кости по-настоящему и заковать его в гипс. Чтобы комиссия ничего не заподозрила…
Но вместо комедии, получилась типичная перестроечная чернуха.
Пенсионерка Нина оказывается, приехала на курорт, чтобы передать своему 18-летнему внуку… презервативы. А то вдруг он заразится СПИДом…
А еще героиня Мироновой постоянно бегает в туалет — авторы не придумали другого способа оставить Анатолия и медсестру Нину наедине. Т.к. этим персонажам, впервые увидевшим друг друга, обязательно нужно вместе принять ванну.
Единственное приятное зрелище в фильме – молодая актриса Театра «Табакерка» Ирина Петрова.
ИРИНА ПЕТРОВА (СТАШИНСКАЯ)
(1961-2009)
Медсестричка без комплексов Нина в ее исполнении единственный живой персонаж в этом дурдоме, под которым я имею в виду не больницу, а сам фильм. Особенно эффектно красавица-актриса смотрится в бикини и без оного, так что мужская часть зрителей оценит.
Судьба Ирины Петровой оказалась печальной. Она окончила Саратовское театрально училище, была ведущей актрисой в местном театре, а потом переехала в Москву, в театр к Олегу Табакову, который, как известно, тоже из Саратова. Дважды выходила замуж, родила дочку. После ухода из «Табакерки» преподавала сценическую речь в ГИТИСе.
О ней восторженно отзывались Олег Ефремов и Сергей Безруков, последний помогал деньгами, когда актриса тяжело заболела. Четыре года она боролась за жизнь, рядом находился муж, автор мюзиклов Владислав Сташинский, но чуда не случилось.
Ирина Витальевна Петрова, в замужестве Сташинская, скончалась в 2009 году на 48-м году жизни. Ее похоронили на Ваганьковском кладбище, а на погребальном памятнике поместили эпитафию «Ее Величество Актриса».
Но вернемся к картине «Казус импровизус». А как же там Владимир Машков, нынешний художественный руководитель Табакерки – Театра имени Олега Табакова.
Если вдруг посмотрите фильм, реально удивитесь, что русский мачо практически не изменился за 30 с лишним лет.
Причем к сюжету фильма вся его брутальность не имеет никакого отношения. Режиссеры показали нам спортивного, накаченного доктора, с неизменной сигаретой в зубах.
Почему Алла Сурикова именно таким представляла прохиндея в белом халате, можно только догадываться…