Посмотрев комедию «Красиво жить не запретишь» (1982), можно быстро понять, чем была советская мода и по какой причине она не достигала (почти не достигала) потребителя.
Кроме того, в завуалированной форме здесь показаны детали биографии знакового модельера той эпохи – Вячеслава Зайцева. Актёра (Виктора Фокина) подобрали весьма точно.
Повторюсь – это не то, что нынче называют «байопик», но художественный вымысел с элементами реального трудового пути.
Работа в провинции, у себя на родине (для Зайцева – это Иваново, а тут некий город с градообразующей швейной фабрикой, а съёмки происходили в Ельце), …повышенный интерес к фольк-стилю и красному цвету, эксперименты и смелые решения, борьба за красоту.
Да, в одном из эпизодов мелькает интервью Вячеслава Зайцева для телевидения, где тот говорил о красоте народного костюма и направлениях развития моды, о проблемах, возникающих у мастеров.
Итак, художник-модельер Сергей Бодров любит красоту, женскую моду, отлично знает все процессы швейного дела, талантлив и авантюрен. Он хочет, чтобы изделия его фабрики имели успех, а не лишь выпускались, ради перевыполнения плана.
Диалог Бодрова с директором фабрики (Лидия Смирнова), чётко обозначает проблему: почему в СССР мода была в экспортно-выставочном, репрезентативном формате, а не на уровне производства.
Дизайнер одежды предлагает начальнице эффектные решения, а она отказывает, упирая на невозможность быстро перестроить все процессы, тогда как государство требует не «красоту», а выполнение плана.
То есть! Модельер выдумывал нечто великолепное, а фабрики не желали это брать в разработку, ибо план (и премия!) оказывались ценнее.
Получался замкнутый круг: швейники годами строчили какие-нибудь халатики из «весёлого ситчика», получали квартальные вознаграждения, а потом …бежали в ГУМ или к фарцовщику, дабы купить нечто актуальное и привлекательное.
Фильм, к слову, типичное для СССР «производственное» действо — показаны реальные швейные цеха, обсуждается закупка оборудования и тканей, делается ставка не на личные переживания героев, а на общественные.
Тогда выпускали много таких сюжетов: молодой новатор борется с ретроградами и перестраховщиками. Вместе с тем, речь идёт о моде и дамском очаровании.
Можно увидеть толпу, людей, их одежду. Камера отслеживает и фиксирует лица и вещи. Как одевался советский человек? Хорошо. В магазинах ничего не было, но у всех всё было.
Далее мы попадаем в настоящие министерские кабинеты и на дефиле московского дома мод, куда Бодров приезжает утрясать свои проблемы. В одной из сцен была высказана главная причина отсутствия модных вещей на прилавках.
Точнее, невеста героя на сетования дамы-функционера о том, что пуговицы будут лишь через месяц, предлагает лёгкое решение: платим ребятам, они нам штампуют. Всё! И звучит мысль: «А что тут сложного? Они нам делают, мы им платим».
Но это противозаконно. Итак. Плановая гос. экономика в области легпрома и существующие методы хозяйствования не могут создавать массовую моду. Только — для выставок.