Красивый ляп, который часто бывает в костюмных фильмах

Этот ляп я видела во многих фильмах, в том числе зарубежных, да и вообще он выглядит, как некое культурологическое обобщение из серии «…в 1960-х все девушки носили мини-юбку». Ибо не только мини, да и вообще только с 1964 года. Так о чём я? О ровно таком же утверждении.

Постоянно читаю где-нибудь фразу: «В XVIII веке были популярны высокие причёски моделями фрегатов». На деле значительную часть того столетия, а вернее с 1720 по 1770-е, бытовала мода на маленькие причёски, а уж корабли-сады-клумбы – это конец 1770-х – начало 1780-х. И всё.

Конкретно причёска с кораблём называлась ‘a-la Belle Poule’. Её так назвали в честь известного фрегата ‘Belle Poule’ (прекрасная курочка!), победившего английский фрегат ‘Arethusa’ (Аретуза – нимфа-охотница из свиты Артемиды) в 1778 году.

Более того, актуальность убора ‘a-la Belle Poule’ держалась не более пары лет. Тем не менее, миф этот – насчёт причёсок-кораблей – живее всех живых. То ли потому, что подобные куафюры кажутся наиболее эффектными, то ли, потому что …хорошо запоминаются.

Поскольку мой блог посвящён советскому кино, то я приведу в качестве примера скриншоты кадров из фильма Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976), снятого по мотивам неоконченного произведения Александра Пушкина.

Киноработа Митты во многом театрально-условна, декоративна и требовать исторической достоверности нельзя. Однако люди чаще всего смотрят костюмные экранизации, как некую правдивую картину, где «всё так и было».

В сцене бала сразу несколько дам увенчаны куафюрами, точнее, париками «с фрегатами». Это наилучшим образом совпадает с образом тогдашней России – кораблестроительной державы, где Пётр I самолично строил флот – своими руками.

Символически это прекрасно и оправдано. Вместе с тем, неверно с точки зрения подлинной истории костюма! В 1710-х, когда происходило действие пушкинской повести, равно как и ленты, в ходу были действительно высокие причёски, но совсем иной формы.

Все они назывались «фонтанж», хотя, к первоначальному фонтанжу уже не имели отношения. Ещё в 1680-х причёску случайно изобрела фаворитка Людовика XIV – юная Анжелика де Фонтанж (к Анжелике из романов Анн и Сержа Голон отношения не имеет!)…

Так вот мадемуазель де Фонтанж на охоте растрепала свои локоны и по-быстрому завязала их кружевами, сорванными с манжета. Получилась презанятная смесь локонов и кружев, которая неожиданно понравилась королю.

Наутро все придворные модницы явились с подобными «уборами». Ещё бы! Король отметил, а Людовик-Солнце был настоящим диктатором стиля. Постепенно причёска а-ля Фонтанж становилась всё выше и причудливее, туда вплетались нити драгоценностей, ленты, даже куски ткани.

А-ля Фонтанж мог быть высотой до 30 сантиметров. По сути, а-ля Фонтанж была первой дамской причёской, заимствованной в Париже, да и вообще — на Западе. Фонтанжи в России носили даже дольше, чем в Европе — до конца 1720-х годов.

Правильные головные уборы петровских времён, в частности, показаны в фильме Сергея Герасимова «В начале славных дел» (1980). Но, повторюсь, «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» — это не исторический документ, а, скорее, фантазия.

Оцените статью
Красивый ляп, который часто бывает в костюмных фильмах
Чем советский детсад отличался от современного, и Так ли страшна была манка с комочками