«Криминальный талант» и хорошая/плохая Сашка Рукояткина

Это – довольно распространённый приём: сделать отрицательного героя неоднозначным и даже вызывающим сочувствие.

«Хороший» мошенник – это, например, Остап Бендер, который …не бросил Кису Воробьянинова и по-своему жалел его, хотя, жулик мог бы кинуть бездарного сообщника уже в тот момент, когда стали известны подробности, связанные с гарнитуром, и бывший владелец опознал первый стул.

Всё. Можно выкидывать «уездного предводителя команчей» (с) из доли, просто оставив его куковать в номере какой-нибудь заштатной гостиницы.

Тем не менее, это аристократ Киса, вроде как не имевший склонности к уголовным деяниям, полоснул спящего Остапа. Товарищ Бендер — это лишь один из примеров, когда прожжённый циник раскрывается с хорошей стороны.

Сашка Рукояткина – мошенница из перестроечной драмы «Криминальный талант» (1988) – из той же серии.

Да, она сыплет клофелинчик в бокалы навязчивых кавалеров и устраивает воровские шоу, как, например, в богатой квартире врача-реаниматолога Устюжаниной, но при этом знает меру. Допустим, она оставляет украденные вещи той же Устюжаниной, лишь насладившись произведённым эффектом.

А ещё — помогает своим подругам, точнее – коллегам по несчастью, девчонкам с Суконки. Когда она рассказывает, что девчонки её каждый раз ждут, ибо им не спится от голода – это крик отчаяния. Лимитчики действительно жили в не самых лучших условиях и работали «за прописку» в наименее комфортных условиях.

Конечно, их никто не гнал из маленьких городков и посёлков городского типа в столицы, но факт оставался фактом: жизнь лимиты была не сахар. И девчата показаны очень достоверно – агрессивные и ранимые одновременно.

Когда следователь Рябинин посещает общежитие, чтобы понять сущность Рукояткиной, то её образ становится чётче и одновременно – запутаннее.

Циничная девка, лихо и весело обчищающая «кавалеров», оказывается самой доброй и чуткой. Одно то, что она помогает матери-одиночке из её комнаты, уже говорит о многом.

Кстати, Рукояткина говорит на великолепном языке и производит впечатление вполне образованной леди несмотря на то, что она — всего лишь ученица валяльщицы.

Её речь напоминает словесные выкрутасы того же Бендера, и мужчины клюют не только на оболочку. Она умеет заворожить лёгкой беседой, будто бы ни о чём. Но это надо уметь – поддерживать милую и увлекающую болтовню с первым встречным, которого собираешься чуть-чуть ограбить.

А как подана сцена допроса! Кстати, это один из немногих фильмов, где такая длинная сцена не утомляет, и с каждой минутой представляется всё эффектнее. Какое противоборство! Какие повороты! «Криминальный талант» можно смотреть, хотя бы ради этого диалога. Дуэт Алексея Жаркова и Александры Захаровой – фееричен.

Пожалуй, это одна из лучших ролей Жаркова и уж точно самая «звёздная» работа Захаровой.

В советских детективах и милицейских crime-stories следователь довольно редко проникался чем-то, вроде симпатии к своему антагонисту, а тут Сергей Рябинин уже заранее, ещё не поймав, чувствовал странную симпатию к изобретательной преступнице.

И здесь очень хорошо подана главная отличительная особенность мошенника — он психологически не приемлет убийства (или — мокруху). Для такого рода преступников это — самое большое табу и Рябинин, зная эту криминологическую тонкость, применил к Рукояткиной это знание.

Узнав, что один из её знакомцев был убит, она выдала истерику — и это не столько страх перед наказанием, сколько ужас перед самим действием.

Единственное, что жаль – Рукояткина никогда не сможет исправиться. Это – состояние …нет, не души, а психики. Люди такого склада всегда будут мухлевать, испытывая невероятный кайф от своих афер. Причём, для них самое важное – не итог в материальном выражении, а процесс.

Это не просто криминальный талант – это нечто, вроде заболевания.

Нищета, из которой хотела выбраться девушка, лишь спусковой крючок, но и его могло бы не быть. Даже, если Рукояткина была бы столичной мажоркой, она всё равно пошла бы по этой скользкой дорожке.

Если ей дать миллион — она затоскует. Как и Бендер — ему стало скучно, когда он получил миллион, и дело не в том, что ему было негде его тратить в СССР — другие-то находили, куда спустить деньги… Так и Сашка — такая же.

P.S. Одноимённая повесть Станислава Родионова написана намного раньше — вышла в 1974 году, имеет другие акценты и повествует об иной эпохе. Также в Интернете выложен телефильм Лен-ТВ 1985 года, но он слабее во всех отношениях, хотя и близок к первоисточнику.

Оцените статью