Самый мистический и жуткий момент фильма — нет, совсем даже не появление «сияющей» собаки. И не гибель Стэплтона в болоте. А конечно же эпизод со старой картиной. Шерлок Холмс быстро определил настоящего убийцу (по книге — еще в Лондоне), но не мог понять мотива. Увидев фамильное полотно Баскервилей, сыщику все стало ясно. Стэплтон — наследник и тоже может претендовать на мрачный замок и огромное состояние. Как именно уголовник собирался доказывать свои права на наследство — я рассказывал в другой статье.
И вообще с этим Стэплтоном множество загадок и несоответствий. Вот например вы можете сказать, кто шпионил за сэром Генри в кэбе в Лондоне? Это мог быть кто угодно, только не Олег Янковский.
А еще один «скользкий» момент — с Лорой Лайонз. Роль суровой англичанки исполнила 45-летняя Алла Демидова. И это вполне логично: Лора была уже видавшей виды женщиной, побывавшей замужем и успевшей после этого закрутить роман со Стэплтоном. Но использовать образ Лоры в качестве несчастной дочери соседа-фермера — крупный прокол авторов фильма. Хьюго и фермер были соседями, то есть всю жизнь жили рядом. И неужели барин из замка обратил внимание на симпатичную соседку только когда ей исполнилось 45 лет?! Вы сейчас скажете: «ну и что что актрисе 45, может героине 30?!» Да пусть даже и 30, все равно это совершенно нереалистично. Вы сейчас скажете: «ну и что что актрисе 45, может героине 18?!«. А вот здесь я уже вам отвечу: и 50-летний мужчина может сыграть 20-летнего Пьера Безухова, но это уже не кино, а какая-то муть.
Во-первых, к тому моменту (35 — 45 лет) девушка уже давно должна была выйти замуж и уехать из родительского дома. Во-вторых, если у дочки кузнеца фермера замужество не удалось, скажем, из-за некрасивой внешности (чего совершенно не скажешь об Алле Демидовой) — тогда и Хьюго не посмотрел бы в ее сторону. В-третьих, такой жестокий и развращенный человек явно домогался молоденьких, а не женщин «бальзаковского возраста». И наконец в-четвертых в повести Конан Дойла соседка описана как «юная девица, известная своей скромностью и добродетелью«. Связать образ молоденькой невинной девушки с образом и внешностью опытной Лорой Лайонз — ход эффектный, но слишком уж недостоверный.
А теперь переходим непосредственно к портрету Хьюго Баскервиля. Сразу скажу, в повести Конан Дойла всё очень логично. Знаете почему Стэплтона на стене не узнал ни Ватсон, ни кто-либо еще?
Поняли? Узнать Стэплтона в мистере Хьюго Баскервиле мог только Шерлок Холмс, благодаря своему детективному опыту и наметанному глазу. Но в фильме Игоря Масленникова все иначе. Мы с вами сразу распознали лицо актера Олега Янковского и у меня возник резонный вопрос.
Понятно, что сэру Генри было плевать на фамильные портреты. Ясно, что Ватсон немножко схалтурил, не проявил бдительность и не изучил максимально подробно обстановку и артефакты замка Баскервилей. Но сэр Чарльз совершенно другое дело! Старик верил в зловещую легенду, как в Библию. Знал старинный манускрипт наизусть и до смерти боялся собаки. А при встрече с «привидением» — умер. И вы хотите сказать, что старый Чарльз не видел портрета Хьюго?!
Нет сомнений, не только видел, но прожив в замке всю свою жизнь и слепо веря в легенду, Чарльз глядел на изображение рокового предка часами а возможно и днями.
И конечно же встретив Стэплтона, с которым часто общался и даже вместе обедал, сэр Чарльз моментально бы его узнал. А узнав — догадался, кто этот интеллигентный молодой человек и зачем приехал. Но если не догадался, то во всяком случае обратился бы к квалифицированным специалистам. Вот представьте себе: утро на Бейкер-стрит начинается с того, что к Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону приезжает сэр Чарльз и сообщает: «Здравствуйте, мистер Холмс. Тут ко мне заявился подозрительный малый, который очень похож на висящий у меня в холле портрет преступника. Непонятки какие-то. Я богатый, денег для вас не пожалею! Давайте разберемся…»
А вот Стэплтон, кстати, понятия не имел, что в Баскервиль-холле висит такая картина. И уж тем более, что он сам как две капли воды похож на одного из предков сэра Чарльза. Поэтому, предусмотреть подобное обстоятельство уголовник никак не мог.
В заключение добавлю, что «Собака Баскервилей» один из лучших фильмов советского кинематографа. Ставлю его на 7 — 8 место.