О, это была восхитительная женщина. Светская львица в лучшем, пожалуй, смысле этого слова, и настоящая муза художников и поэтов своего времени. Говорят, что когда знаменитого портретиста Джона Сингера Сарджента спросили, почему же сама Рита не займётся искусством, он ответил: «Зачем? Ведь она сама — искусство».
Рита обожала кружева. И многие её наряды теперь хранятся в музеях.
Она прожила не очень долгую жизнь, уйдя всего в пятьдесят четыре года. Но это время пришлось на переломный период в истории, и в истории моды в том числе. Рита родилась в 1875, а скончалась в 1929. А это значит, что во времена её детства носили платья с турнюрами, во времена её молодости — изысканные наряды Прекрасной эпохи, а когда она была зрелой женщиной — настали бурные 1920-е, с их укоротившимися юбками, короткими стрижками и смелым макияжем.
Словом, она успела поносить самые разные наряды. И при этом у неё был свой узнаваемый стиль, который отличали лаконичный, но очень изысканный крой, определённая доза дерзости и… кружева.
Вот, например, 1910-е, время, когда некоторые женщины начинают носить не юбки, и шальвары. Очень нетривиально и необычно. Рита, конечно же, в числе первых. И вместо вечернего платья — новомодная вещица в… сочетании с роскошными кружевами. И левый жилет — это имитация старинного венецианского кружева, сразу трёх видов (двух с плоскими элементами, и одного с выпуклыми).
А вот блузки 1910-х годов. В ту пору высокие воротники-стойки уже начали выходить из моды, но Рита продолжала их носить, подчёркивая свою длинную, по-настоящему лебединую шею. В одном наряде она могла сочетать несколько видов кружев, причём зачастую кружева были старше, чем сама вещь — Рита их коллекционировала, так что на платье или блузе, сшитых в 1900-х или 1920-х кружева могли относиться к концу или середине XIX века.
Платья, юбки, пальто, шарфы, чулки, обувь — кружева у Риты были везде. Причём зная, что ей идёт, она останавливалась на нескольких силуэтах и моделях, и предпочитала воспроизводить их снова и снова, разнообразя тканями и кружевами. Носила исключительно то, что подчёркивала её красоту… И при этом одновременно и оставалась в русле модных тенденций, опережая многих, и оставаясь особенной, уникальной.
Были у Риты, разумеется, и кружевные носовые платочки, кружева в которых было нередко больше, чем «полезной» площади. Но такие вещицы, скорее, орудие кокетства и демонстрации вкуса их обладательницы, чем утилитарная вещь.
Даже сумочки у Риты были кружевными. Многое она заказывала в знаменитом модном доме сестёр Калло, где как раз и специализировались на работе с кружевом, создавая соверешенно восхитительные, воздушные вещи. И тут, можно сказать, кутюрье и клиентка объединились в своей любви к кружевам.
Но, признаюсь, больше всего я люблю рассматривать её бельё. При всей простоте кроя оно великолепно. и таким его делают вышивка и кружева. Такие вещи, конечно, имеет смысл рассматривать очень крупным планом.
И, надеюсь, вы сейчас получили такое же удовольствие, как и я когда-то, когда рассматривала эту красоту в первый раз.