Я спокойно отношусь к советской экранизации «Д’Артаньян и три мушкетёра». Не самый любимый фильм, пересматриваю изредка. Но отлично понимаю, почему многие зрители с восторгом к нему относятся. Переделка книги, на мой взгляд, терпимая, музыка отличная. Актеры в фильме — блеск. Кроме одного — с трудом воспринимаю в этом фильме Боярского. Считаю его хорошим артистом (он мне нравится в «Собаке на сене», «Стершем сыне», «Маме» и даже в «Пеппи Длинныйчулок»). Но лично для меня он не Д’Артаньян. Слишком зрело выглядит, поэтому все его поступки мне кажутся не юношескими ошибками, а продуманными авантюрами. Для меня у Боярского слишком сильна отрицательная энергетика, тогда как Д’Артаньян фигура спорная, но все же с перевесом в благородство и доброту.
Но кто бы смог справиться с ролью лучше Боярского (на мой взгляд, естественно)? Первым делом захотелось узнать, а кто вообще проходил пробы на роль. Оказалось, что режиссер просматривал около сотни артистов. Само собой, полного списка не нашлось. Но в архивах музей Одесской киностудии сохранился альбом фотопроб «последнего круга» — там указаны 7 основных кандидатов.
Пробы Д’Артаньяном проходил актер Юрий Соловей. На экране телевизора его можно было увидеть только в трех теле-спектаклях, в полнометражных кино но не снимался, поэтому широким массам не известен. Он 10 лет служил артистом в театре Ленсовета, а в 1985 году потом уехал в Германию и стал художником. Но вернемся к пробам на роль Д’Артаньяна. Как играет этот артист, я не знаю, но по внешности не вижу в нем героя Дюма. Красивый мужчина, но какой-то слишком спокойный и правильный. Не хватает «чертовщинки».
Маленький любопытный факт: взять его на главную роль в «Мушкетерах» просила Алиса Фрейндлих. Почему-то она была настроена против других претендентов и возмущалась, когда Д’Артаньяном назначили Боярского. А вот почему она выступала за Юрия Соловья понятно — они были хорошо знакомы и вместе играли в спектакле «Варшавская мелодия».
Второй претендент, которого режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич серьезно рассматривал на роль Д’Артаньяна — актер Егоров Анатолий.
И вот мне лично снова «мимо». Даже столь нелюбимый мной Боярский-Д’Артаньян гармоничнее, чем если бы эту роль сыграл красивый, талантливый Анатолий Иванович. Мой аргумент — возраст. Если Боярский был взрослее, чем герой истории (Д’Артаньяну по сюжету 18 лет, Михаилу Боярскому на момент съемок — 30 лет). А Егорову уже было 33 года. И дело не только в цифре в паспорте, а в лице, взгляде — нет уже юношеского авантюризма, видно, что это уже бы взрослый дядя.
Пока получается, что из всех кандидатур, Боярский подходит лучше всего. Но мы пока посмотрели только 2 артистов, претендовавших на Д’Артаньяна. Были и другие кандидаты. Например, артист Какабадзе Виссарион. Он был помоложе Егорова, Боярского и Соловья — всего каких-то 28 лет (но снова не рядом с дартоньяновскими 18 годами). Правда, гляжу я на снимок из альбома фотопроб и не могут отделаться от ощущения, что на нем 40-летний мужчина. Не по годам взросло выглядел артист.
Увы, познакомиться с игрой Какабадзе я не могу, так как в фильмах он не снимался — он играл на сцене тбилисского театра Руставели. Даже других снимков, кроме фотопроб на Д’Артаньяна не нашлось. И если судить лишь по одному фото — «черотвщинки» в этом кандидате было хоть отбавляй, но слишком комедийной. Так что и этот вариант все же считаю не лучше, чем выбранный в итоге Боярский.
Еще один участник проб на роль Д’Артаньяна — Геннадий Скарга. По возрасту подходил идеально — ему было тогда 19 лет. Но помните я писала, что мне не нравится Боярский в роли мушкетера из-за его негативной харизмы. Так вот с Геннадием Скарга дело еще хуже — от его мимики и взгляда сильно веет отрицательной энергетикой. Не зря почти все исполняемые им роли в кино — авантюристы, а то и отъявленные негодяи.
Весьма любопытный участник проб на — артист театра Маяковского, Садчиков Андрей. Фильмов с ним в открытом доступе не нашла, поэтому познакомиться с его творчеством не могу — приходится судить только по найденным фотографиям. по типажу мне он, кстати, понравился — примерно таким я и представляю Д’Артаньяна. Авантюризм во взгляде присутствует, юношеская удаль тоже, но при этом нет ощущения откровенного злодея. Так что на такого Д’Артаньяна я бы посмотрела.
Еще одна кандидатура — артист Ланберг Виктор. Нет, его в роли Д’Артаньяна не вижу. Причина во взгляде — слишком серьезный, осмысленный, неподходящий для молодого 18-летнего гасконца, жаждущего приключений и славы.
Ну и «вишенка на торте» — артист, который прошел пробы на Д’Артаньяна. И это не Боярский. На роль изначально утвердили Александра Абдулова. Молодой, дерзкий, смелый, красивый — что ж, я уверена, что фильм с Абдуловым стал бы не менее популярен, чем с Боярским. А может даже и лучше.
Но есть одна проблема — по воспоминаниям Георгия Юнгвальд-Хилькевича в книге «За кадром», Абдулов отлично справлялся с диалогами и монологами, но неуверенно держался в седле, никак не мог освоить уроки фехтования (постоянно спорил с постановщиками трюков) и плохо исполнял написанные песни. Режиссер посмотрел на артиста в первый день съемок и решил его снять в роли. И взял на его место Михаила Боярского.
А как вам Боярский в роли Д’Артаньяна — ведь это мне он не нравится, но наверняка, большинство из вас в восторге от его игры? Но если вдруг вы согласны со мной в том, что Д’Артаньяна Боярский исполнил не лучшим образом — то кого из артистов, проходивших пробы, вы бы утвердили на месте режиссера?