Фильм «Покровские ворота» автобиографичен, поскольку в его основе лежит пьеса драматурга Леонида Зорина. Он посвятил её своей молодости, а под Костиком Роминым имел в виду себя. Остальные персонажи тоже «срисованы» с натуры.
Например, колоритная Маргарита Павловна была соседкой Зорина в коммуналке и работала переводчицей с французского (имя, естественно, заменено).
Её любовная история схожа: первый муж был интеллигентный литературовед, а второй похож на Савву Игнатьевича. И Велюров тоже «списан» с соседа драматурга.
«Кроме тётки, у меня нет ни одной придуманной фигуры в «Покровских воротах», — говорил Зорин.
У нас могли быть совсем другие Маргарита Павловна, Хоботов и Савва Игнатьевич
Прекрасную троицу Маргарита Павловна, Хоботов и Савва Игнатьевич могли сыграть другие актёры. Режиссёр Михаил Козаков предполагал, что это будут Наталья Гундарева, Андрей Миронов и Никита Михалков.
Но Никите не понравился сценарий, а Миронов был слишком красив и привлекателен для роли скромного и часто нелепого Хоботова.
«Ты слишком известен для жителя коммуналки», — сказал на пробах Козаков, хотя окружающие хохотали в голос, наблюдая за игрой Миронова.
Не прошли и варианты, в которых Маргариту Павловну сыграла бы Людмила Гурченко, а Савву — Евгений Лазарев.
Но теперь сложно представить других актёров, настолько хорошо сыграло трио Инны Ульяновой, Анатолия Равиковича и Виктора Борцова.
В обмен на «железного Феликса»
Право снять «Покровские ворота» Козакову пришлось выторговать. Госкино очень хотелось видеть актёра в роли Феликса Эдмундовича Дзержинского в сериале «Государственная граница», но ему не хотелось.
Поэтому в ответ на просьбу о съёмках своего фильма, Козаков услышал «снимись сначала в роли Дзержинского!» Пришлось согласиться, роль получилась замечательной, и Козаков удостоился трёх премий, Государственной и двух от КГБ.
«Затихает Москва, стали синими дали.
Ярче блещут Кремлевских рубинов лучи.
День прошел, скоро ночь.
Вы, наверно, устали, дорогие мои москвичи?»
Фильм выигрывает по сравнению с пьесой в том, что в кадр вырывается ещё один персонаж, активно во всём участвующий — город Москва.
Воздух прекрасных бульваров, снежное бодрящее настроение зимнего катка, летний ливень и осенние листья…
Режиссёр сыграл небольшую роль Костика спустя годы, с печалью смотрит он на то, как исчезает старый город. Козаков узнал, где и когда намечается снос дома в центре.
Эти кадры сделаны между Садовой-Каретной и Садовой-Триумфальной улицами, а по сюжету дом разрушают у Покровских ворот.
В начале серий показывают настоящие Чистые пруды, но многие события внутри эпизодов Козаков снимал на Патриарших.
В фильме много узнаваемых мест нашей столицы: сад «Эрмитаж», где был концерт Велюрова, Цирк на Цветном бульваре, Рождественский бульвар (там Велюров в специально созданной для фильма палатке наслаждается кружечкой пива), памятник Пушкину, где, как и многие москвичи, назначают встречу Рита и Костик.
Покушение на Кремль
Фильм выходил в прокат с огромными трудностями. Глава Гостелерадио обрушился на картину с уничтожающей критикой: клевета на советские семьи, мерзопакостная выдумка и даже… покушение на Кремль.
Ещё и Елена Коренева (роль Людочки) эмигрировала в США, уехав с новоиспечённым мужем-американцем, а это в то время было очень нехорошо, бросало, так сказать, тень на фильм.
Но сменился генсек, к власти пришёл Ю.В.Андропов и справедливо заметил, что надо снимать больше комедий, подобно Голливуду. Так «Покровские ворота» не легли на полку и радуют нас по сей день.