Трехсерийный телевизионный фильм «Приключения принца Флоризеля» режиссера Евгения Татарского заслуженно входит в Золотой фонд отечественного кино. Его создание сопровождалось интересными историями, которые в итоге и сделали фильм шедевром советского телевидения. Я расскажу лишь о некоторых из них.
Автором сценария фильма был советский писатель Эдгар Дубровский. Он также является сценаристом таких известных фильмов, как «Два длинных гудка в тумане», «Преферанс по пятницам», «Красная стрела», «Холодное лето пятьдесят третьего…».
В основу сюжета легли две повести классика шотландской литературы Роберта Стивенсона – «Клуб самоубийц» и «Алмаз Раджи». Впоследствии Дубровский признался, что ему было легко писать сценарий, поскольку автор сам подробно описал все мизансцены.
Однако сценарий долго лежал без дела. Никто не хотел снимать фильм о скучающем принце в несуществующей стране, пока случайно тетрадь со сценарием не попала в руки режиссёра Евгения Татарского.
Это произошло случайно. Евгений Маркович Татарский пришел в гости к знакомому редактору киностудии, чтобы поиграть в шахматы. Во время игры он обратил внимание на тетрадь, которая лежала сверху стопки на его столе. Пока соперник обдумывал свой ход, Татарский быстро пробежался по тексту сценария. Он так увлёкся, что забыл про шахматную партию, пока не дочитал до конца. В тот же день он принял решение снимать фильм.
Съемки стартовали в апреле 1979 года. Уличные сцены Лондона и Парижа снимались в Каунасе и Вильнюсе, сам клуб самоубийц — в старинном особняке на Каменном острове в Ленинграде, дворец князя и оранжерею — в дендрарии в Сочи, а все внутренние съемки — в павильонах «Ленфильма».
Главным героем фильма Стивенсона был принц Богемии, правитель некой европейской страны. Дубровский решил позаимствовать имя главного героя из другого британского произведения: «Зимней сказки» Шекспира, а вымышленную страну назвал Бакардией.
Конечно же, успех фильма стал возможен благодаря великолепному актерскому составу. В фильме сыграли: Олег Даль, Игорь Дмитриев, Донатас Банионис, Любовь Полищук, Евгений Киндинов, Елена Соловей, Владимир Басов, Михаил Пуговкин и многие другие.
В картине звучит романс, слова к которому написал известный поэт Илья Резник. Кроме того, в одном из эпизодов фильма он сыграл роль уголовника-инвалида, что стало его актёрским кинодебютом, который специалисты похвалили.
Ключевую роль в фильме сыграл некий портрет лидера преступного мира по кличке Клетчатый, которого блистательно исполнил Донатас Банионис. По замыслу автора, Клетчатого не просто боялись, он наводил ужас на всех лондонских преступников. Даже художники, пытавшиеся написать его портрет, испытывали сильнейший стресс и не могли написать портрет в стиле реализма. На холсте отсутствовало изображение человека, и тем не менее, Клетчатый был узнаваем.
История этого портрета началась ещё до начала съёмок. Сначала режиссёр собирался выбрать одну из известных работ Пикассо. Однако члены худсовета посчитали, что это будет насмешкой над творчеством великого художника. Поэтому портрет Баниониса в стиле Пикассо написал художник-постановщик фильма Исаак Каплан.
Причем сделал это достаточно быстро, так как время уже поджимало. Позже он рассказал, что вдохновил его на этот образ известная работа Пабло Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара».
Портрет всем понравился, а Банионис в шутку даже нашел в нём сходство со своей внешностью. Поэтому, когда съёмки завершились, Каплан подарил этот портрет Банионису, и тот многие годы провисел на стене в домашнем кабинете актёра.
Судьба готового фильма была непростой. Советские цензоры усмотрели в картине сатиру на социалистический строй и симпатию к монархической власти.
Да и само название фильма представлялось набором почти запрещённых в советском обществе терминов: клуб, самоубийство, титулованная особа (первое название фильма — «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы»). Не понравилось и то, что принц Флоризель, который по своей сути был отрицательным персонажем и авантюристом, в фильме представлен как вполне положительный герой.
Словом, фильм собирались уже положить на полку, но Татарский пообещал исправить все замечания и попросил на это немного времени.
В результате появилось новое название картины – «Приключения принца Флоризеля», которое вполне вписывалось в требования цензуры и в то же время не меняло суть.
Также в картине Татарский постарался подчеркнуть, что это не детективная история, а некая сказка для взрослых с вымышленными персонажами, не имеющими ничего общего с реальностью.
Для того чтобы поиронизировать над героями фильма и над сюжетом в целом, был написан дикторский текст, который за кадром говорит персонаж Игоря Дмитриева. Повествование ведётся в стиле личного дневника полковника.
Всё это изменило восприятие фильма, и художественный совет утвердил картину в таком контексте.
В январе 1981 года состоялась премьера фильм на Первой программе ЦТ. Успех был необыкновенным! Фильм сразу стал телевизионным кинохитом. Таким он остается и сегодня.
Михаил Лешков.