Кто на самом деле снял фильм «Джентльмены удачи» — разоблачение еще одного мифа

Сегодня многие считают, что режиссёром знаменитой комедии «Джентльмены удачи» был Георгий Данелия. На самом деле это не так. Данелия был лишь вторым соавтором (даже не первым!) сценария, который написала известная писательница Виктория Токарева. А поставил фильм очень талантливый и, к сожалению, почти неизвестный публике советский кинорежиссер Александр Серый. Его судьба сложилась трагически, и именно об этом человеке я хочу рассказать в своей статье.

Александр Иванович Серый (это его настоящая фамилия) родился в 1927 году в семье воронежских научных работников. Его мать была биологом в селекционной лаборатории, а отец занимался исследовательскими разработками в области агрономии и экспериментального сельского хозяйства.

Александр хорошо учился в школе, но больше тяготел не к науке, а к технике. В 1944 году 17-летний юноша один приехал в Москву и поступил в Московский энергетический институт. После третьего курса он перевёлся в авиационный институт, так как загорелся мечтой стать авиаконструктором, после того, как студентов его группы летом направили на практику на экспериментальный завод КБ Туполева.

Ну а в авиационном институте он уже заразился театром. И даже не выступлением на сцене, а режиссурой.

А началось всё с казуса. По комсомольскому поручению, в свободное от учёбы время он должен был посещать либо хоровую студию, либо театральную. В те годы подобные общественные нагрузки были делом обыденным, уклонение от которых грозило большими неприятностями.

Так как у Александра не было музыкального слуха, то руководитель студенческого хора на первом же занятие его забраковал, и ему пришлось идти в студенческий театр.

Впрочем, играть на сцене у него тоже получалось плохо, но зато он давал ценные советы режиссёру и делал это с удовольствием. Буквально через полгода ему уже доверили самостоятельно поставить спектакль, а еще через год назначили главным режиссёром студенческого театра.

И он так увлёкся этим делом, что даже после окончания института, работая инженером на другом конце Москвы, Александр каждый вечер и каждый выходной спешил в свой театр. В 1954 году он окончательно решил связать свою жизнь с режиссурой и поступил на Высшие режиссерские курсы при киностудии «Мосфильм».

В том же году на курсы поступил Георгий Данелия, и вскоре они стали не просто однокурсниками, но и близкими друзьями.

После получения диплома Серого зачислили в штат киностудии «Мосфильм» и уже собирались поручить ему первый самостоятельный фильм. Но случилось несчастье. Александр Серый приревновал свою девушку к её знакомому. В порыве ревности случилась драка, в ходе которой этот знакомый получил травму голову. Он стал инвалидом, а Александра отправили в тюрьму за нанесения тяжкого вреда здоровью.

Через четыре года он был освобождён по УДО за примерное поведение, но на «Мосфильме» его отказались восстанавливать на работу режиссёром и взяли лишь рабочим павильона. И тогда за него вступился его друг Георгий Данелия. Он к тому времени уже снял «Путь к причалу» и «Я шагаю по Москве», поэтому имел авторитет у руководства киностудии.

Он уговорил директора «Мосфильма» Владимира Николаевича Сурина принять Серого режиссёром с испытательным сроком. Александра из рабочих перевели в режиссёры и назначили вторым режиссером-ассистентом Анатолия Бобровского, который, кстати, был младше его. В 1963 году они вместе сняли фильм «Выстрел в тумане». Потом у Серого, уже с другим режиссером был еще один совместный фильм, и лишь через семь лет ему наконец доверили первую самостоятельную картину. Это была комедия «Джентльмены удачи».

Сценарий к фильму написала тогда еще начинающая писательница и драматург Виктория Токарева. Это был второй сценарий в её творчестве, поэтому Данелия, как уже опытный кинематографист, подправил некоторые сцены, не меняя ничего в сюжете.

Александр с большим вдохновением взялся за фильм, и позже Евгений Леонов вспоминал, что, впервые столкнувшись с Серым в работе, сразу понял, что этот человек не просто талантливый, а исключительно одарённый.

Еще во время съёмок Александр Иванович почувствовал себя плохо, но к врачам обращаться не стал, так как не хотел выбиваться из графика работы. На обезболивающих таблетках завершил съёмки и лишь на финальном монтаже картины уже в Москве, пошел к врачам и сдал все необходимые анализы.

Диагноз прозвучал как приговор – лейкемия. Все понимали, что это конец, дело лишь недалёкого времени. Но Александр взял себя в руки и с еще большим усердием поспешил завершить работу над фильмом. За день до того, как готовый фильм был представлен на художественный совет, Александр с чувством выполненного долга лег в госпиталь. Сдаваться он не собирался и добровольно подписался на все возможные виды лечения (даже экспериментальные), так как терять ему было нечего.

В следующие полгода он из больницы уже не выходил и вместе с врачами отчаянно боролся за свою жизнь. А в это время Георгий Данелия взял на себя хлопоты, чтобы фильм прошёл все необходимые административные процедуры и дошёл до зрителей. Соответственно, на торжественной премьере фильма во главе съёмочной группы был Георгий Николаевич Данелия, и поэтому многие тогда решили, что именно он и снял этот фильм.

На премьере и позже в прокате у картины был грандиозный успех, и Данелия уже особо не торопился никого разубеждать, что это картина не его, тем более что формально он был художественным руководителем. Вот так появилось устойчивое общественное мнение, что наряду с популярными картинами «Мимино», «Афоня» и другими, комедия «Джентльмены удачи» — это тоже его работа.

В это время Александр Серый боролся в госпитале за свою жизнь, поэтому весь триумф фильма прошёл мимо него. И в конце концов, ему удалось отодвинуть смерь почти на 14 лет. В периоды ремиссии он успел снять еще две картины: «Ты – мне, я — тебе» и «Берегите мужчин». Фильмы имели определённый успех у зрителей, но, конечно, совсем не такой, как его «Джентльмены удачи».

В 1987 году болезнь вернулась с новой силой . Сделав всё возможное, врачи опустили руки и выписали Александра Ивановича умирать домой. Понимая, что это уже конец, чтобы не создавать родным хлопоты и не терпеть невыносимые боли, Александр Серый, однажды оставшись дома один, застрелился из своего охотничьего ружья. Это случилось в октябре 1987 года, буквально за неделю до своего 60-летия.

Александр Иванович Серый так и не успел получить звание или какую-нибудь награду за свои фильмы, хотя другим режиссёрам звания присваивались и за менее успешные картины. И даже в памяти зрителей он не занимает то достойное место, которое он заслуживает. И своей статьёй я хочу хоть немного исправить эту несправедливость.

Александра Серого похоронили на сельском кладбище недалеко от подмосковного Пушкино, в присутствии узкого круга родственников и друзей. На киностудии не стали устраивать гражданскую панихиду своему работнику и ограничились тем, что прислали на похороны венок.

Оцените статью
Кто на самом деле снял фильм «Джентльмены удачи» — разоблачение еще одного мифа
Остался недоволен: почему Эльдар Рязанов взял Ларису Гузееву на роль в фильм «Жестокий романс»