Кто помог Шурику изобрести «машину времени»?

Наверняка многие зрители фильма «Иван Васильевич меняет профессию» задавались вопросом: где режиссёр нашёл для съёмок такую грандиозную «машину времени»? Обилие разных трубок, мензурок с непонятной жидкостью, а ещё пружины, рукоятки, провода, шланги и навороченный пульт управления с десятками лампочек.

Сложный агрегат занимал половину квартиры главного героя, и в серьёзности Шурика, как учёного, никто не сомневался. Хотя, конечно же, зрители понимали, что всё это почти сказочная история.

Тем не менее агрегат получился очень красочным, и своей футуристичностью он удивил бы самого Булгакова.

Гайдай позже рассказывал, что он специально обратился в один из самых продвинутых НИИ с просьбой разработать макет подобной «машины времени».

Там в начале посмеялись, но через пару недель прислали свои рисунки с аппаратом, который напоминал, как сказал Гайдай: «что-то среднее между космическим кораблем и подводной лодкой».

Режиссёр понял, что это совсем не то, что мог бы у себя дома собрать одиночка-изобретатель.

И тогда ему посоветовали некого художника и скульптора Вячеслава Почечуева. Киношники говорили про него, что он мог сделать абсолютно всё. И даже то, что сами режиссёры ещё для себя плохо представляли.

Лучшей рекомендацией для Почечуева был хвалебный отзыв от Александра Птушко, который был очарован его работой. Оказывается, именно Почечуев придумал и создал сказочный лес, а также чертоги Черномора в фильме «Руслан и Людмила».

Гайдай встретился с ним и провёл переговоры. Мастер в то время сидел на мели, поэтому с энтузиазмом взялся за такой необычный заказ, попросив совсем скромное вознаграждение.

Через пару дней он принёс Гайдаю лист ватмана, на котором углём было изображено какое-то хаотичное нагромождение трубок, шариков, пружин и множества непонятный предметов. Короче, сплошная абстракция. Причем, нарисованная с такой небрежностью, которую себе могут позволить только гениальные художники.

Увидев это, Гайдай остолбенел. Он вдруг понял, что съёмки явно срывались. Но Почечуев по-деловому и очень убедительно прокомментировал свой эскиз, что даже помощники режиссёра стали вместе с ним уговаривать Гайдая согласиться с таким виденьем будущего аппарата.

И тот сдался, так как время уже поджимало, а другого изобретателя машины времени у него просто не было.

Агрегат собрали всего за неделю. Самым сложным было найти подходящие комплектующие, хотя в распоряжении Почечуева был огромный мосфильмовский склад кинореквизита и два помощника, который мотались по магазинам, чтобы приобрести всё необходимое.

Ведь машина должна была не только ярко выглядеть, но и эффектно «работать».

Когда Гайдай в павильоне впервые увидел уже собранный аппарат, он немного успокоился. Ну, а когда этот аппарат заработал, он вообще пришёл в восторг!

После запуска в нём что-то таинственно заворчало, забулькало, закрутилось и засверкало, и слегка задымилось! Об этом режиссёр даже и не мечтал!

Позже Леонид Иович вспоминал, что это был тот редкий случай, когда реальная головная боль неожиданно для него превратилась в одно из украшений фильма.

За проделанную работу Вячеслав Почечуев сразу получил обещанный гонорар. А через полгода, уже после премьеры фильма, для него был подготовлен приятный сюрприз. На киностудии «Мосфильм» ему была выписана премия, не предусмотренная договором.

В ведомости в графе обоснования выплаты было написано: «За изобретение машины времени». Причем без всяких кавычек.

Оцените статью
Кто помог Шурику изобрести «машину времени»?
Нелюбимый актер Светланы Дружининой