«Кто стучится в дверь ко мне…» — почти криминальный триллер

В Советском Союзе не делали триллеров, то есть целенаправленно их не снимали, ибо в триллерах цель сам thrill — чувство тревожного ожидания, волнения или страха, а наше кино имело противоположные задачи – вселять уверенность в завтрашнем (и сегодняшнем) дне.

Однако триллер-детали, включения бывали довольно частыми – в милицейских детективах или криминальных историях в стиле программы «Человек и закон», где нет линии расследования, зато много дидактики.

А чтобы предупредить, надо чуток напугать, не правда ли?

Таким кинорассказом с элементами очень хорошего (!) триллера стал фильм «Кто стучится в дверь ко мне…» (1982). Даже в напряжённом троеточии, поставленном вместо знака вопроса, таится опасность.

Эта криминальная драма интересна ещё и тем, что здесь какая-то повышенная концентрация звёзд – Сергей Шакуров, Светлана Тома, Тамара Акулова, Жанна Болотова, Василий Ливанов, Татьяна Догилева. Это я ещё не всех назвала.

Если даже сюжет не представляется интересным, то можно глянуть роскошный актёрский ансамбль – а он тут получился (далеко не всегда знаменитости уживаются в кадре).

Итак, уютный вечер в респектабельной компании. За ужином встречаются давние друзья – врач, актёр небольшого театра, начальник, журналистка, ну, и так далее.

Типично-приличные люди позднего СССР. Наш миддл-класс. Все модно и дорого одеты.

Внезапно – звонок в дверь. На пороге – молодая особа (Тамара Акулова), которая просит о помощи. За ней гонятся. Кто? Бывшие приятели. Девица нахальная и бесцеремонная.

Ведёт себя в стиле: «Водички попить не дадите? А то как есть хочется, что переночевать негде!»

Единственное, что диссонирует — Акулова в роли оторвы. Не вяжется эта прохладно-лощёная дама с образом юной хулиганки, произносящей жаргонные словечки и нагло стреляющей сигарeткy у незнакомых мужчин..

И да – вслед за cтопочкой с мороза следует и угощение, и ночлег. По итогам эти законопослушные да гладкие люди оказываются втянуты в разборки бывших подельников. Особенно страдает совестливый актёр Гера (Сергей Шакуров).

Отвязная Алька Вострецова нигде не учится и не работает, снимает хату (свою квартирную хозяйку девушка чуток грабанула).

Алька целый год тусовалась с районной банде, возглавлявшейся вежливым и аккуратным Юрочкой (Антон Табаков).

Парнишка более, чем круто одет (о, такая шапка считалась весьма престижной), а показанные в финале его родители выглядят столь же солидно, как и компания, что собиралась у Геры. Чем были заняты юные преступники?

Кражи, грабежи, хулиганство. Выясняется, что Алька задолжала своим «коллегам», да и вообще вела себя вызывающе, и они теперь её активно ищут.

Не стесняясь в средствах, банда начинает терроризировать Геру и его жену, полагая, что те в курсе, куда смылась Алька.

Великолепно сыграно чувство ужаса и беззащитности, которое завладевает людьми, которые ещё вчера не ведали никаких проблем, за исключением творческих или семейно-бытовых.

Кончается всё грустно и – оптимистически одновременно. Кроме того, эта фабула – ещё одно подтверждение, что «лихие-девяностые» начались не в ночь с 31 декабря 1989 года на 1 января 1990-го, а сильно-сильно раньше.

И Юра со своими корешами, отбыв срок, вернутся отнюдь не просветлёнными. В них уже видятся кадры для будущих группировок. А в 1982 году фильм смотрелся, как тревожный звоночек…

И — предупреждение сытым и устроенным гражданам. Вот, мол, пока вы пьёте из хрусталей и томно листаете альбомы по искусству, кому-то грозит беда, как заблудшей девчонке Альке.

Оцените статью
«Кто стучится в дверь ко мне…» — почти криминальный триллер
Женская доля «Секретаря парткома». Первая главная роль Людмилы Поляковой