Итак, мы имеем двух Печориных. 1966 год — Владимир Ивашов, за которого говорил Вячеслав Тихонов.
Любопытно, что оба актера прожили очень мало, не дотянув даже до 60-ти. Не сравнить с долгожителями Лановым, Этушем, Пуговкиным, Баталовым, да тем же Куравлевым.
И если Печорин в исполнении Ивашова выглядит полной дрянью, то герой Вербицкого намного сложнее.
Отмечу, что действие фильма «Княжна Мэри» (по которому и написана эта статья) происходит ДО «Бэлы», из чего мы можем сделать вывод, что Григорий Александрович поэтапно деградировал как личность, что и привело к его смерти по дороге из Грузии в довольно молодом возрасте.
В «Княжне Мэри» можно спорить не о том, кто лучше — Печорин или Грушницкий, а кто хуже. Спору нет, Вербицкий так изобразил своего героя, что тот выглядит вполне презентабельным офицером, хотя и слегка неприятным и подловатым, но все-таки глубокой и противоречивой личностью, которая не может найти себя.
Давайте положим на чашу весов, чьи проступки тяжелее?
Итак, Печорин:
— закрутил роман с княжной Мэри, хотя не испытывал к ней никаких чувств, тем самым не только сломав психику молодой девушки, но и сильно насолив своему другу Грушницкому. Вот тот любил Мэри искренне.
— путался с Верой, параллельно распивая чаи с ее рогатым мужем. Строить отношения с двумя женщинами в одно и то же время — нехорошо, неприлично и дурно пахнет.
— застрелил Грушницкого, который намеренно выстрелил в сторону.
С другой стороны, Грушницкий:
— «поймал» Печорина во время его любовных похождений, а ведь совать длинный нос в чужие амурные дела практически так же нехорошо, как путаться с чужой женой.
— сговорился с дружками не заряжать пистолет Печорина, фактически планируя убийство.
В фильме Грушницкий выглядит абсолютно отталкивающим и неприятным типом, а вот Печорин — не абсолютно. Но давайте предположим, что Григорий Александрович не заявился в Пятигорск. Что бы произошло?
Грушницкий поухаживал бы за княжной Мэри, потерпел неудачу, после чего занялся какими-то другими делами. Вера еще крепче забыла бы Печорина, а княжна Мэри осталась нормальной девушкой со здоровой психикой. Как она будет восстанавливаться после моральной травмы — неизвестно.
Но Печорин-таки приехал. Такой уж это был человек, что сеял вокруг себя только боль, несчастье, страдания и разрушения. Во время дуэли зритель, в принципе, симпатизирует Печорину, потому что тот все-таки играл честно и сильно рисковал. А Грушницкий нет.
Тем не менее, именно Печорин стал главной причиной всех произошедших трагических событий и именно он застрелил безоружного человека на краю пропасти.
Обратите внимание, что Грушницкий сказал: «Не могу». Не смог он вот так легко застрелить Печорина. А Печорин смог.
Итак, на чьей стороне вы были в — удаляю противоборстве Печорина и Грушницкого? И кто для вас Печорин, если отвлечься от паскудной истории с Бэлой?
Как считаете, в тот момент, когда Григория назначили в крепость, оставалось в нем что-то хорошее, мог ли он еще исправиться, раскаяться, повернуть свою жизнь в другом направлении, или уже тогда, убив Грушницкого, превратился в законченного негодяя, каким мы увидели Печорина уже в исполнении Владимира Ивашова?
Добавлю, что материал написан на основе двух фильмов по произведениям Михаила Лермонтова. Книги при подготовки НЕ использовались. Во-первых, я читал их давно. Во-вторых, этот канал о кино. Убежден, если кто-нибудь хочет обсудить именно тексты Михаила Юрьевича — здесь много книжных кино-блогов.
Также добавлю, что все высказывания, связанные с личными оскорблениями, разжиганию расовой, межнациональной и прочих розней — удаляются, их авторы блокируются. Рекомендую не трудиться и не тратить время.