Популярный советский актёр из Литвы Юозас Киселюс прожил всего 41 год и ушел из жизни за полгода до распада СССР. Но уже более тридцати лет его помнят и любят миллионы зрителей на всём постсоветском пространстве.
В его фильмографии всего тридцать киноролей, треть которых — главные. Но и эпизоды с его участием были яркими и запоминающимися. А звёздным пиком актёра стала главная роль в многосерийном художественном фильме «Долгая дорога в дюнах», всесоюзная премьера которого состоялась летом 1982 года.
Юозас регулярно приезжал на машине и вывозил их домой, оставляя огромную коробку из-под телевизора для следующей партии. Этот большой цветной телевизор был его первой покупкой на актёрский гонорар.
В основном писали молодые женщины и объяснялись ему в любви. Но актёр понимал, что эти признания адресованы не лично ему, а его киногерою Артуру, и как он однажды в шутку сказал, что даже немного завидовал ему.
Но, по утверждению его друзей и близких, Юозас в жизни был во многом похож на своего киногероя. И, наверное, поэтому роль Артура получилась такой убедительной.
Как позже рассказывали его друзья, он в жизни был такой же честный и открытый, при этом бескомпромиссный и в тоже время удивительно спокойный.
Журналисты часто расспрашивали актёра о его личной жизни, и он всегда отвечал односложно, что в личной жизни он самый обычный человек.
Юозас был дважды женат. В первом браке у него родились две дочери, которых после развода он взял на своё полное содержание, несмотря на то, что проживали они с матерью на другом конце города. Во втором браке родился сын, который с детства был почти полной копией отца. И внешне, и по характеру.
Всю свою недолгую творческую карьеру Юозас играл в театре и считал театральную сцену своей основной работой. После «Дюн» его стали часто приглашать кинорежиссеры других киностудий, но из-за театра, на сцену которого он выходил почти каждый вечер, актёр отказывался от съёмок, которые требовали его длительного отсутствия в Вильнюсе. Зато на любимой Литовской киностудии он был частый гость.
Однажды на репетиции в театре актёр почувствовал острую боль в груди. После обследования в больнице выяснилось, что у него развивался редкий порок сердца. Его поставили на учёт в кардиологии, прописали препараты, которые он теперь должен был принимать постоянно. Ему строго настрого были запрещены физические нагрузки, и актёру даже пришлось отказаться от привычных утренних пробежек в парке.
Но Юозас продолжал играть в театре и сниматься в кино. Прошел год, он уже стал привыкать к своему новому состоянию, как однажды вечером, возвращаясь из театра домой, у него очень больно кольнуло в груди, появилась слабость и он потерял сознание. Хорошо, что в этот момент он был не один, поэтому его быстро доставили в больницу, поместили в реанимацию и стали бороться за его жизнь. Через сутки удалось стабилизировать его состояние, близкие немного успокоились, но еще через три дня случился повторный криз, и Юозас скончался от разрыва аорты.
Это случилось утром 10 мая 1991 года, примерно за месяц до своего 42-го дня рождения.
Символично, что всего через полгода перестал существовать СССР, а вместе с ним и знаменитая Литовская киностудия.
Хотя формально киностудия жива и сегодня. Но после советского периода это существование жизнью можно назвать лишь условно.
Например, в свои лучшие советские годы на литовской киностудии выпускалось в год около сотни (!) полнометражный фильмов, не считая огромного количества короткометражных и документальных кинолент. Причем две трети из них на литовском языке, с последующим дублированием на русский, если фильм позже выпускался во всесоюзный прокат.
В годы независимости на киностудии выпускается в среднем 3-4 фильма в год, каждый второй на иностранном языке с последующим дублированием на литовский.
В связи с этим напрашивается вопрос – кто больше сделал для республики в целях сохранения литовской культуры и национального языка? Ненавидимый ими Советский Союз вчера, или вожделенный Европейский Союз сегодня?
Вопрос, конечно, риторический, хотя ответ на него только на примере литовской киностудии вполне очевиден.