Лариса Огудалова была обречена?

Все знают, что «Жестокий романс» снят он по пьесе Островского «Бесприданница». Пьеса была написана в 1878 году — в конце XIX века, поэтому рассматривать события картины необходимо с учетом нравов и порядков, бытовавших в то время.

Итак. Что мы видим. Семейство из почтенной вдовицы и трех дочерей. Двух уже удалось пристроить: одну аж за князя, но неудачно — вскоре после свадьбы муженек из ревности с ней расправился.

Вторую тоже за какого-то пускавшего пыль в глаза прощелыгу, которого в Монте-Карло ловит полиция за жульничество, и мать вынуждена отправлять дочери последние гроши, чтобы она не умерла с голоду.

Осталась одна дочь — Лариса, вся надежда матери Хариты Игнатьевны. Семейство весьма небогато, не сказать нищее. Все имущество много раз заложено-перезаложено, а денег как не было, так и нет.

Живут только хитростью Хариты Игнатьевны да надеждой на удачное замужество Ларисы. Да вот беда — «женихов у ей не рать» (с). А все по той же причине — нет денег. Бесприданница в то время — гарантированный неликвид.

Кто покусится на такую? Только такие же нищеброды, как она сама. Но Харита Игнатьевна набивает цену — мы, де, не лаптем щи хлебаем. Нам эти ваши простые чиновники да галантерейщики ни к чему.

Нам жениха подавай породовитей, а главное, побогаче! И Харита Игнатьевна всеми силами стремится привлечь в дом состоятельных людей — купцов, или как сейчас сказали бы, олигархов, Паратова, Кнурова, Вожеватова.

Семейство явно живет не по средствам, стремясь выглядеть не теми, кем являются.

Смею предположить, что сама Харита Игнатьевна и при муже звезд с неба не хватала, а посему воспитывала своих дочерей исключительно как красивых кукол, забаву для богатых женихов — вместо того, чтобы научить их практичности в хозяйстве и какой-нибудь профессии, она обучала их быть канарейками, у которых из всех достоинств только красота, голос и изящество движений.

Покорная воле маменьки Лариса не сопротивляется — в то время это было просто немыслимо — перечить родительской воле. Это только потом, в финале у нее вырвется полный отчаяния крик «Я вещь, а не человек!».

Лариса прекрасно понимала, что делает с ее жизнью мать, но не противилась в силу моральных устоев того времени.

Так или иначе, в трагедии не только Ларисы, но и двух других дочерей Хариты Игнатьевны виновата мать. Разумеется, она желала своим дочерям лучшего. Она прекрасно знала, каково это считать каждую копейку и желала своим девочкам лучшей участи.

Только вот делала она это неправильно. Она выбрала неверную политику в воспитании. Дай она своим дочерям нормальное образование, научи профессии, девушки вполне могли бы устроиться в жизни, на дворе, как никак, конец XIX века, красных девиц в теремах никто не запирает.

Они могли бы стать гувернантками, учительницами, воспитательницами в богатых домах, могли бы, в конце-концов пойти работать в какую-нибудь лавку. И при таком раскладе и нашлись бы женихи — не уровня Паратова и не князья, конечно, но вполне обеспеченные лица из числа купцов, например, или чиновников средней руки.

От жены купца в то время требовались навыки «продвинутого пользователя» в ведении хозяйства, иначе как она сможет следить за прислугой? Но мать изначально воспитывала их как неприспособленных к жизни феечек. Другими словами — содержанок. Так что Лариса была обречена. И ее сестры были обречены.

Оцените статью