Ему же принадлежат не менее эффектные «Принцесса на горошине» (1976) и «Ученик лекаря» (1983), где также масса аллюзий и тонких «взрослых» смыслов. Этакий постмодернизм для самых маленьких. Но самое известное его творение, конечно же, «Волшебная лампа Аладдина» (1966) — этот гимн советскому ориентализму.
Вернёмся к Внучке, которая внезапно ледяная. Киносказка по мотивам народных легенд о Снегурочке, ставших некогда основой для пьесы Александра Островского, но, если фильм Павла Кадочникова «Снегурочка» (1968), к слову, тоже не вполне детский, это — следование букве драматурга, то «Ледяная внучка» — фантазия на тему.
Тут морозная красавица вовсе не ледышка и умеет любить. Её женихом становится местный гончар-интеллигент Гридя (Андрей Градов, он же Коля Тараскин из «Места встречи…» (1979)). Гридя именно творец – в духе тех мастеров 1970-х, создававших керамику в народном стиле, как то было модно.
Напомню, что в эру Брежнева цвела тема промыслов и народных традиций, а столичные франты приезжали в деревни скупать прялки, лавки и, конечно же, иконы. А детское кино лучше иных жанров отражает веяния времён!
Однако мечтам Снегурочки, названной тут Любашей, не суждено сбыться, ибо ею прельстился местный Князь (шикарный Альберт Филозов).
К слову, эту вещь можно посмотреть хотя бы ради его филигранной игры, а монолог о женском коварстве, подпитываемом драгоценностями, вообще дивен и как бы выходит за рамки типовой сказочной реальности.
Чем хороша эта сказка? После всех тягот и волнений, ледяная дева не погибает и не тает, но заморозив противного князюшку, возвращается к гончару.
Но что здесь по-настоящему прекрасно, это костюмы и декорации. Я этот фильм посмотрела сразу после «Юности Петра» (1980), и у меня было стойкое ощущение сходности эпох – излёт XVII столетия. Будто сейчас герои сказки поскачут в Немецкую слободу к Лефорту. Все эти уборы напоминали наряды царевны Софьи и Евдокии Лопухиной.
Тут минимум отсебятины, принятой и — понятной в детском синематографе. Разве что в кадре не было храмов. Что касается главгероини, то она получилась …никакая. Это вообще довольно распространённое упущение киносказочной индустрии – центральная девица-красавица чисто декорация.
Но, повторюсь, что фильм – эстетский, и потому скромная игра Светланы Орловой, которая вообще профессиональная танцовщица балета, не портит общую картину. Снегурочка-Любаша плавно и чарующе двигается, легкая, звонкая, с лучистыми глазами.