«Лес» — Целиковская не боится быть смешной, а Садальский — противным

Сегодня – очередная экранизация пьесы Александра Островского. На этот раз «Лес» (1870), пожалуй, одна из наиболее сильных его вещей, где, несмотря на типичные для автора повороты и обороты, есть глубокая философия на уровне символизма.

Островский выдавал несметное количество сюжетов для сцены, и далеко не все из них – шедевры (это не моя точка зрения, но критиков XIX века, исследователей творчества, да и театральных режиссёров).

У драматурга имелся набор «масок», использовавшихся в каждой фабуле.

Так и в «Лесе» имеется и неумная, жадная, пoхoтливая барыня 50+, и мальчик-красавчик, продающий свою молодость, и кроткая бесприданница, живущая только чувствами, ибо неразвита интеллектуально, и оборотистый купец, мечтающий уязвить бла-ародных, и любимые персонажи Островского – актёры.

Лес – это не столько о купле-продаже объекта недвижимости (Островский везде помещал юридические процедуры в основу действа!), но и лес, как обиталище волков и зайцев.

Первые – жрут, вторые – мечутся в поисках спасения. Главный герой – дворянин, точнее даже аристократ Геннадий Гурмыжский, бывший офицер, подвизается на актёрском поприще и зовётся Несчастливцевым…

Другой патриций – Алёша Буланов, не сумевши окончить гимназию, живёт в имении Гурмыжской и готов на всё, лишь бы не работать (мерзкий вариант Миши Бальзаминова).

Родственница Гурмыжских – трепетная Аксюша, являет нечто среднее между воспитанницей и приживалкой, этакий вариант Ларисы Огудаловой, которая умеет страдать, но и только.

Дивно подано падение дворянства в пропасть – мадам Гурмыжская пока на плаву, но с её умением швыряться деньгами ей тоже осталось недолго барствовать. Грядут иные лица – не самые тонкие.

Негоциант Восьмибратов сгребёт всё – и лес, и угодья, а его сын уж взял в финале Аксюшу, правда, по любви. Но обратимся к экранизации 1980 года. Режиссёр – Владимир Мотыль, что уже интересно. Композитор – Александр Журбин, что ещё один плюс.

И, конечно, россыпь звёзд первой величины. В роли Гурмыжской снялась роскошная Людмила Целиковская, не побоявшаяся быть уродливо-нелепой. Одна только сцена, где она валится в водоёмчик, мелькая ножками в панталонах, чего стоит!

Буланов отлично сыгран Станиславом Садальским – его герой показан, как человек лёгкой степени дебильности, а не просто неуч.

К нему начинаешь испытывать реальное отвращение, а ещё – тот самый испанский стыд за Гурмыжскую (это когда кто-то на ваших глазах совершает некие действия, а стыдно – вам).

Купец Восьмибратов – Михаил Пуговкин, умеющий изображать куркулей с прищуром, его сын Пётр – Александр Соловьёв. Глядя на этого брутала, понимаешь, с чего это Аксюша влюбилась в купеческой сына. Улита – острохарактерная Кира Крейлис-Петрова.

И, наконец, Несчастливцев – Борис Плотников с его ренессансно-библейской наружностью. С длинными волосами Плотников напоминает Христа и одновременно – Дон-Кихота. И сам-то герой не от мира сего.

Это великолепное прочтение образа. Чаще всего Несчастливцева подают плоско и однообразно, как некую ходячую, громокипящую мораль. На деле же он воплощает совесть. Вместе с тем, фильм положили на полку в 1980-м и он вышел только в Перестройку.

Я читала много разных мнений. От типовых-унылых, вроде «цензоры нашли там антисоветчину да намёк на коммунистическую элиту!» до профессиональных – дескать, что-то с плёнкой (её формат не годился под советские кинотеатры).

Эта версия, озвученная самим Владимиром Мотылём, имеется в Википедии. Когда я смотрела эту киноверсию «Леса» впервые, у меня была иная мысль, почему фильм …отложили.

Он не создаёт ощущения целостности. Ряд великолепных работ не сливаются в единое повествование и кажутся «сценами из жизни одного поместья». Вообще Мотыль – филигранный мастер.

Ему достаточно было снять «Белое солнце пустыни» (1975) и «Звезду пленительного счастья» (1975), чтобы остаться в вечности. Он везде невероятно хорош в композиционных решениях, а здесь кажется, что «Лес» монтировали впопыхах.

Также создаётся чувство, что не сложился ансамбль, который важен для восприятия. Есть такая кино-особенность, которую видно не сразу: если фильм нравится нескольким поколениям, значит режиссёр заставил звёзд играть вместе, даже несмотря на нелюбовь друг к другу или даже на взаимную вражду.

Здесь же каждая роль, как отдельный бриллиант, из которых не получилось колье…

Оцените статью
«Лес» — Целиковская не боится быть смешной, а Садальский — противным
«Москва слезам не верит», идеальная концовка для меня