На днях мы беседовали о музыкальном телефильме Яна Фрида «Летучая мышь» (1979) и я остановилась на том, что в этой ленте прекрасны все – и главные персонажи, и фоново-эпизодические. Наверняка, все помнят мамочку и дочь в исполнении Гликерии Богдановой-Чесноковой и Ольги Волковой.
Фрау Амалия и фройляйн Лотта – жена и доченька прокурора, которого сыграл Евгений Весник. Так вот мне всегда, буквально с самого детства, было жаль эту Лотту – перезрелую «невесту» — её не только не берут замуж, но и не приглашают на танец.
Авторы фильма точно уловили типаж, который считался некрасивым в 1870-х годах – худоба, сопряжённая с характерным лицом. В те времена ценились либо женщины в теле, полнотелые, немного тяжеловесные, либо – тонкие, изящные, но при этом – с круглыми щёчками.
В журналах мод рисовали фигуру, созданную тугим корсетом – с пышными плечами, узкой талией, выразительными формами. Турнюры – подушечки или даже целые сооружения, помещавшиеся …пониже спины, создавали пикантную линию. Это не для худых!
Эффектная костлявость, которая станет нравиться в Серебряном веке на волне декадентской моды, ещё далече. Лотта, явно, давно сидит в девицах – у неё плаксивое личико, да и нервы не в порядке. Постоянно куксится и переходит от слёз к ажитации.
Несмотря на то, что она, явно, не бесприданница и с общественным положением всё в порядке, желающих нет. Но как по-разному смотрят на мир мама и дочь. Амалия тоже не Афродита, но она полна жизни и, скорее всего, умела в юности завлекать кавалеров. Тому пример – её супружество.
Бодрая тётка учит Лотту «стрельбе глазами» и требует, чтобы супруг притащил хоть какого-нибудь кавалера. Здесь легко дорисовать будущее Лотты – её в конечном итоге выпихнут замуж за того, кто …не сможет сопротивляться …приданому или папаше-прокурору.
Но всё это не будет залогом её счастья. Судя по поведению этой несчастной старой девы, она живёт лишь ожиданием кавалеров. К слову, у неё нет воздыхателей не только из-за того, что она …чересчур стройная для 1870-х годов. Она – скучная и слезливая. Всё то же самое, но с искоркой шло бы на ура.
Тогда была эпоха, когда опять (после XVIII века!) начало цениться женское остроумие, на котором, к слову, тогда выезжали даже многие куртизанки. Не только и не столько на красоте! А ещё героиня Ольги Волковой невыносимо тупая.
Помните момент, когда мамочка просит её потренироваться со взглядами на мизинец? Лотта и этого не может – всё делает невпопад. Результат? Её кокетство ещё более уродливо, чем его печальное отсутствие. Короче, у Лотты – самая тусклая будущность.