«Есть, по-видимому, в Чарской, в ее восторженных юных героинях, нечто такое — светлое, благородное, чистое, — что трогает в неискушенных душах девочек (именно девочек) самые лучшие струны, что воспитывает в них (именно воспитывает!) самые высокие понятия о дружбе, верности и чести. Я ничуть не удивилась, когда узнала, что Марина Цветаева «переболела» в детстве Чарской. И как это ни парадоксально, в сорок первом в военкомат меня привел не только Павел Корчагин, но и княжна Джаваха — героиня Лидии Чарской…» — так писала советская поэтесса Юлия Друнина
Книги петербурженки Лидии Чарской были невероятно популярны среди детей и подростков до революции. По опросам библиотек на первом месте стояли произведения Гоголя, на втором Пушкина, а на третьем Лидии Чарской. Книги все время были на руках, их читали и перечитывали, одалживали, бережно хранили.
Лидия Воронова сама прошла путь институтки Павловского училища, поэтому ее повесть «Записки институтки» документальна. Да, ее произведения немного слащавы и наивны, но дети — довольно чувствительный камертон. Они не примут ничего искусственного. Поступки девочек из Павловского института, их становление, дружба, отношения со взрослыми, мечты и радости — все это привлекало и продолжает привлекать юных читателей. К сожалению, сегодня таких книг, как «Записки институтки», «Книжна Джаваха», «Газават», «Люсина жизнь», «Некрасивая» и многих других, вышедших из под пера писательницы нет.
Отучившись в институте, Лидия Воронова вышла замуж за офицера Бориса Чурилова, в браке родился сын Георгий. Брак был расторгнул, растила сына Лидия одна, терпела лишения. Из-за материальных затруднений отправилась искать подработку в театр, после окончания Драматических курсов была принята в петербургскую Александринку. Там она и получила псевдоним Чарская. Роли доставались ей эпизодические, небольшие, но она с прилежанием занималась каждой из ролей, старательно играла.
Как -то раз она решила подработать в издательстве переписчицей. Нужно было предоставить образец почерка, она и принесла дневник институтской поры. Издатель очень скоро нашел ее и предложил издать книгу. Так и появились на свет «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «За что? Моя повесть о себе», «Фея с петербургского двора» — первые повести, покорившие детскую и юношескую аудиторию России. А следом, казалось, бесконечным потоком хлынули новые повести, стихи, рассказы, сказки, пьесы. При этом они были рассчитаны на разный возраст: для малышей, подростков, юношества.
Революция и новая идеология никак не сочетались с произведениями Чарской. В двадцатые годы ее книги были изъяты из библиотек, К. Чуковский написал о Чарской разгромную статью. В литературе тех лет, например, в книге «Наши знакомые» Германа герой называет Лидию Чарскую и Клавдию Лукашевич (была еще одна дореволюционная писательница -романтик ) чуждыми новой советской идеологии.
Но книги, оставшиеся в домашних библиотеках, читали и перечитывали. Для многих это был символ ушедшей, безвозвратной поры.
Сама писательница очень бедствовала. Она жила в маленькой комнатке, писала детские сказки нового времени, издавать которые ей позволили с псевдонимом Л. Иванов. Корней Чуковский, тот самый, что ее громил, хлопотал о выделении для нее актерской пенсии, а также просил предоставить ей работу литературного переводчика.
Сын писательницы по одним сведениям погиб во время Гражданской войны, по другим — служил на Дальнем Востоке. Писательница под конец жизни очень болела. Нашелся молодой человек, который в детстве обожал ее книги и пожелал облегчить участь любимой писательницы — несмотря на разницу в 17 лет он женился на ней. Но этот брак вскоре был расторгнут.
Хоронили Лидию Чарскую на Смоленском кладбище сердобольные соседки.