Главная героиня этой небольшой истории утопает в любви, причём в самом худшем смысле:
её муж уехал на большую стройку на Дальний Восток, и невозможность ежедневно видеть любимого девушку тяготит так, что она не может ни учиться, ни работать, ни развлекаться, и даже решается отправить мужу весть, что она при смерти.
Этот сюжет придумал писатель Андрей Платонов, а на экран перенёс молодой режиссёр-дебютант Резо Эсадзе.
Рассказ «Фро» Платонов опубликовал ещё в середине тридцатых.
Фро — имя главной героини, и это очень необычное сокращение от имени Ефросинья. Необычное настолько, что один из случайных знакомых даже задаёт девушке вопрос, не иностранка ли она.
Творчество Андрея Платонова и сейчас воспринимают не все, а в прошлом веке оно многим казалось очень странным и непонятным. В предвоенные времена писателя публиковали крайне неохотно и только после того, как Платонов стал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда», отношение к его произведениям стало более лояльным. Сборник рассказов же был переиздан только в 1953 году, когда писателя уже не было в живых. Спустя несколько лет сценарист Феликс Миронер взял один из рассказов за основу сценария, а дипломант ВГИКа Резо Эсадзе поставил по сценарию одноимённый фильм.
Авторы называли свою работу не дословным изложением платоновского сюжета, а своеобразным кинематографическим комментарием к нему и напоминаем о духовной чистоте, возвышенности, иногда даже переходящей в наивность советских людей тридцатых годов.
Сюжет вертится вокруг Фро, которая живёт с отцом Нефёдом Степановичем. Фёдор, муж Фро, далеко, и её это мучает и изматывает. Непросто живётся и Нефёду Степановичу, отставному железнодорожнику, который каждый день надеется, что его снова позовут на работу. В какой-то момент Фро отчаивается настолько, что посылает мужу очень жёсткую и пугающую телеграмму от имени отца.
И Фёдор тут же приезжает, хоть и признаётся, что уже в поезде понял, что это обман. Возвращение мужа для Фро — момент счастья, но продлится он недолго.
На главную роль в фильме утвердили Александру Завьялову, имя которой тогда гремело по стране. Вообще-то актриса планировала посвятить себя сцене и довольно долго отказывала режиссёрам, но когда получила предложение от именитого Александра Зархи, отказаться не смогла. Дебютная роль в драме «Люди на мосту» (1960) сразу же вывела Александру в число известнейших советских актрис и кинокрасавиц отечественного кино, а упрочила славу роль в мелодраме «Алёшкина любовь» (1961). К начинающему Резо Эсадзе Александра Завьялова пришла уже знаменитостью, и фактически лента держится на ней. Обратите внимание:
Александра Завьялова здесь со светлыми волосами, хотя все привыкли её видеть брюнеткой.
Роль отца Фро Нефёда получил Николай Трофимов.
На момент съёмок ему было всего 44 (и он старше своей экранной дочери Александры Завяьловой всего на 16 лет), но актёр предстал здесь стариком,
немного суетливым, но добродушным, покладистым, старательным.
Перевоплощение Николая Трофимова тут не может не удивлять: в гораздо более поздних ролях он смотрелся куда моложе и бодрее, чем в фильме «Фро».
В роли Фёдора появился Геннадий Юхтин, тоже хорошо знакомый зрителям артист. Геннадию Юхтину не так уж часто доставались главные роли, но он был невероятно востребован и снимался в нескольких картинах в год, и даже в последние годы появлялся на экране, хотя ему было уже за 80. Своего героя он охарактеризовал так:
«Фёдор должен вернуть Фрок действительности, помочь ей понять, в чём подлинные ценности жизни. У Платонова многое в подтексте, актёрам нужно передать на экране и платоновскую теплоту, и искренность, и силу чувств его героев».
Второстепенная роль досталась молодой ленинградской актрисе и восходящей театральной звезде северной столицы Алисе Фрейндлих. У неё было уже несколько киноработ, но знакоые роли были ещё впереди. В ленте Резо Эсадзе Алиса Фрейндлих сыграла приятельницу Фро простодушную Наташу, которая понимает Фро, но не вполне разделяет её чувства.
В других ролях Всеволод Кузнецов, Аркадий Трусов, Александр Суснин. Надо отметить, что дипломный проект Резо Эсадзе длится 45 минут, но он весьма многолюден, массовка в нём значительная. И участниками её стали обычные люди, жители станицы Староминская в Краснодарском крае, где и создавалась картина. Кинематографисты провели там весну и начало лета 1964 года, а после ленту завершали в Ленинграде на киностудии «Ленфильм».
Первый показ «Фро» состоялся летом 1965 года, но в прокат фильм пошёл лишь спустя год и очень ограниченным тиражом. Для главной актриса картины Александр Завьяловой она не стала новым успехом, но подарила ей роман с Резо Эсадзе, который, увы, завершился печально.
«Фро» осталась незамеченной и зрителями и быстро сошла с экранов, хотя поклонники актрисы фильм и сейчас знают и любят.
А как вы считаете, Александре Завьяловой идёт быть блондинкой?