«Лишь голубь — не бомбардировщик! Был спутник детству твоему!»

Эти слова написаны на вступительном титре фильма «Верные сердца» (1959), который, думаю, для многих станет настоящим кинематографическим открытием. Особенность этой милой и доброй ленты — сочетание художественного и научно-познавательного жанров, в ней в довольно занимательной форме (и даже с некоторой криминальной интригой) рассказывается о голубях и голубеводстве. Создавался фильм на киностудии «Моснаучфильм» настоящими специалистами в этой области, поэтому в достоверности и определённой научности можно не сомневаться. Авторы картины — Борис Долин и Михаил Витухновский, и они, как писал журнал «Советский экран»,

«поставили своей задачей сделать полезный и познавательный фильм для нашего подрастающего поколения. Он интересен и для взрослых, так так показывает, как надо правильно воспитывать увлечения детей».

Забегая вперёд, скажу, что «Верные сердца» — действительно любопытная картина и не удивлюсь, если после неё и юные, и уже взрослые зрители решили обзавестись голубятнями.

Ставил ленту Борис Долин по сценарию, который он написал в соавторстве с Михаилом Витухновским. Кинематографисты уже не в первый раз работали вместе, поэтому сценарий родился быстро. Борис Долин вообще всю карьеру посвятил природе, из его фильмов зрители узнавали о жизни фауны, но особое пристрастие Долин имел к птицам. Пернатые неоднократно становились героями его картин, и в одной из них главные роли сыграли голуби. Это и были «Верные сердца».

История начинается с того, что небольшой корабль попадает в трёхдневный шторм. Связь с землёй отсутствует, но боцман Пухов, страстный голубятник и знаменитый московский заводчик голубей, предлагает воспользоваться старинным способом — послать сообщение с голубями.

Два голубя — Орлик и его сын Пилот — отправляются в опасное путешествие, в котором Орлик гибнет.

А вот Пилот долетает до земли, передаёт сообщение, и корабль спасают. Позже Пухов дарит Пилота племяннику Косте, а тот предлагает организовать в школе голубятню. Среди ребят, занимающихся разведением и тренировкой почтовых голубей, оказалась и увлечённая девочка Оля, хотя её присутствие на голубятне у некоторых вызывает скепсис. Школьникам предстоит столкнуться со сложностями, их ждёт встреча со взрослым опытным голубятником Чубом, который уступит им красавицу голубку Снегурочку, чтобы можно было продолжить породу. Но потом окажется, что Чуб — подлый браконьер, который продаёт голубей, а потом вновь заманивает их к себе. Ещё тут будут учебные полёты и великолепный голубиный перелёт Киев-Москва. Ну а самое важное —

зрители узнают о разных породах и их особенностях, о том, как живут и размножаются голуби, как с ними можно обращаться и как нельзя.

Исполнителей основных ролей нашли в московских школах. Но среди тех, кто сыграл юных любителей голубей, оказались и уже имеющий опыт актёры. Так, старшеклассницей Олей стала Роза Макагонова, в фильмографии которой тогда набралось уже с десяток ролей. Актрисе, к слову, уже чуть за 30, но миниатюрная фигура и миловидные черты лица, искренность и мягкий юмор, а главное — вера в свою героиню позволили ей играть девочку.

В роли молодого сподручного Чуба Сергея, который всё же раскусил начальника, — 26-летний Лев Борисов, а роль старшеклассника Кости Пухова получил 22-летний Владимир Арьков.

Для Владимира «Верные сердца» были дебютом на экране и снимался он мало, но зато продвигал на эстраде уникальный и очень необычный жанр — пантомиму со словами. Пластичный и с подвижной мимикой, Владимир Арьков заимствовал приёмы мимов, актёров немого кино, танцоров и сам придумывал номера, неизменно удивлявшие зрителей.

А вот взрослые роли в детском фильме сыграли именитые исполнители — Алексей Грибов, Пётр Репнин (он же, напомню, «Муля, не нервируй меня» из довоенной комедии «Подкидыш»), Борис Кордунов.

А в роли коварного и двуличного Чуба предстал Валентин Абрамов. Его героя критики потом отметили особо. Киновед Тамара Юренева писала:

«Убедительно проводит роль Чуба актёр В. Абрамов. Он не шаржирует отрицательных качеств барышника, а стремится к психологическому раскрытию его жадной мелкой натуры».

Снимали фильм в Ялте и в Москве (кстати, тут можно увидеть ещё проезжую Красную площадь!), а в прокате он появился осенью 1959 года.

Мнения о «Верных сердцах» разделились. Поклонникам «чистых» жанров показалось, что сочетание игровой и познавательной линий ухудшило восприятие сюжета. С одной стороны, не получилось полноценно передать научную сторону вопроса, с другой — из-за обилия образовательных сведений пострадала драматургия. Другая часть зрителей и критиков придерживалась противоположной точки зрения: в отличие от лекций и строгих научных фильмов «Верные сердца» увлекательно и даже захватывающе донесли информацию о птицах и мотивировали молодёжь заняться разведением голубей и их селекцией.

Авторы ленты постарались показать, что

голуби заслуживают не потребительского отношения, а заботы, и продемонстрировали, что общение с птицами — это не только любовь к природе, но ещё и организованность, ответственность и вполне серьёзная исследовательская работа.

Сейчас «Верные сердца» накрепко забыты. И, к сожалению, утеряно наследие советского кинематографа, которые создавал не только детское кино, но и образовательное и научно-популярное детское кино, основоположником которого, к слову, и считают Бориса Долина. А ведь именно такого жанра картины влекли ребят в науку и с самых юных лет стимулировали школьников осваивать непростые области знаний. Сейчас это было бы, наверное, очень кстати. Как вы считаете? И была ли в вашем дворе голубятня? В нашем дворе (московская новостройка, время — середина восьмидесятых) голубятня была, помню точно.

Оцените статью
«Лишь голубь — не бомбардировщик! Был спутник детству твоему!»
Главный вопрос насчет доктора Манна из «Интерстеллара», о котором многие не задумываются