«Ловушка для одинокого мужчины»: иронический детектив, или драма о том что все тайное становится явным?

Кто не смотрел фильм 1990г. «Ловушка для одинокого мужчины» и собирается это сделать, – настоящий счастливчик.

Потому что его ждет, прежде всего, подлинное удовольствие от игры замечательных актеров: Николая Караченцов, Юрия Яковлева, Иннокентия Смоктуновского, Вениамина Смехова, Ирины Шмелевой, Елены Кореневой, Сергея Мигицко. А также, что немаловажно, – увлекательнейший сюжет.

Я сама очень люблю этот фильм и всякий раз, пересматривая его, удивляюсь, насколько профессионально, изобретательно было адаптировано одноимённое произведение французского писателя Робера Тома.

Киноленту «Ловушка для одинокого мужчины» везде почему-то называют ироническим детективом, иногда даже – комедией. Вроде, это и можно понять. Реплики так и искрятся колоритным французским юмором. В фильме немало забавных ситуаций, смешных мизансцен, уморительных образов.

Чего стоит хотя бы спившийся бродяга-художник, папаша Мерлуш, в исполнении бесподобного Иннокентия Смоктуновского!

Этот самый папаша Мерлуш появляется в кадре максимум на 10 минут и произносит не более 30 фраз, но запоминается надолго. Кстати, Смоктуновский сам подбирал своему персонажу и костюм, и детали образа. Например, предложил, чтоб этот интеллигентный маргинал был в кадре обязательно без зубов…

И все же лично для меня «Ловушка для одинокого мужчины» – психологическая драма. Увлекательный и поучительный рассказ о том, как многолико и трудно уловимо зло. Как сложно его разоблачить и на какие приходится идти ухищрения, чтобы добиться этого. А еще о том, конечно, что всегда тайное становится явным.

Завязка фабулы «Ловушки для одинокого мужчины» такова.

Некий молодожён Даниэль Корбан (одна из ярких ролей Николая Караченцова) обращается к комиссару полиции по поводу исчезновения своей жены.

Дело осложняется тем, что его супругу никто в глаза не видел: Даниэль сочетался браком недавно и практически без свидетелей.

И вот через несколько дней мадам Корбан возвращается домой, но Даниэль не желает признавать в ней свою законную половину, называет эту женщину самозванкой, претендующей на его состояние.

А дальше и вовсе происходят события, которые выставляют Даниэля жертвой невероятных, абсурдных обстоятельств.

Полиция ему не верит. Самозванная «жена» ведет себя крайне подозрительно: стреляет в единственного человека, кто оказался случайным свидетелем на свадьбе четы Корбан.

А вызванная комиссаром в качестве свидетельницы медсестра, лично знавшая жену Даниэля, открыто торгует своими показаниями, предлагая признать или не признать самозванку в зависимости от того, кто заплатит ей крупную сумму….

В общем, постепенно Даниэль Корбан понимает, что угодил в расставленную кем-то изощренную ловушку.

Кто-то решил его свести с ума… Вот только кто и с какой целью?

Финал этого фильма, действительно, непредсказуем. И разворачивает весь сюжет буквально на сто восемьдесят градусов. Может, сейчас, когда к неожиданным развязкам нас приучили остросюжетные романы и сериалы, мы и не удивились бы так сильно. А тогда, в 90-е, это было просто потрясение…

И, конечно, драматическое напряжение в фильме держится за счет мастерской игры Николая Караченцова, этого удивительного актера, ушедшего от нас так рано.

Даниэль Корбан – образ, по крайней мере, для отечественного кино 90-х, нового типа.

Не просто поданный в развитии (таких примеров было немало и до него). Но этакий образец двуликого Януса, чьи лица одинаково завораживают убедительностью, и в то же время одно из них по-настоящему потрясает железным самообладанием и сногсшибательным цинизмом.

Лично мне «Ловушка для одинокого мужчины» очень напоминает другой французский сюжет с похожим названием и, правда, еще более изощренными перипетиями. Я имею в виду роман Себастьяна Жапризо «Ловушка для Золушки».

Смотрела несколько экранизаций: французскую и отечественную 2000г. Не впечатлили. И вот подумала: если б советские кинематографисты взялись бы в свое время за этот потрясающий сюжет… Наверняка, получилось бы что-то запоминающееся. Впрочем, это уже лирическое отступление…

Оцените статью
«Ловушка для одинокого мужчины»: иронический детектив, или драма о том что все тайное становится явным?
Обаяние зла. Герои, которых мы любим, а они злодеи