Лучшие «старики» советского кино

Хочу начать с самого известного «кинодеда» Советского Союза Ивана Рыжова.

За широкой спиной колоритного актёра более трехсот ролей в кино и пускай фильмография артиста, по большей части, представлена ролями второго плана — в них он неподражаем.

Его персонажи, «люди от сохи». Простые, по-крестьянски мудрые и крепкие мужики, чей жизненный опыт слепит сединой в волосах.

Доброжелательные и искрение, порой с хитрецой и «кулацкой жилкой», его герои запоминались на раз.

Крестьянские образы давались Ивану легко, ведь он сам корнями из многодетной деревенской семьи, где с малых лет было принято много трудиться, а дети не знали, слово лень.

Молодая советская власть пыталась привить темному, кондовому крестьянству тягу к культуре и знаниям и вот, школу, где учился Иван, в приказном порядке отправили в столицу на театральный спектакль.

Сказать, что мальчик был потрясен, это не сказать ничего. Это событие перевернуло мир маленького Вани.

Он увидел другую жизнь, отличную от сельской страды и буквально заболел театром и как только выдалась такая возможность — к тому времени бригадир и передовик производства — удрал в столицу, чтобы стать студентом Театра Революции.

После окончания училища Иван долго не мог определиться с собственным амплуа, «натягивая» разношерстные образы на свой «крестьянский каркас». Большая популярность к актеру пришла только после сорока, когда он примерил на себя личину седовласого аксакала.

«Образ деда» выстрелил и стал визитной карточкой актера, определив всю его дальнейшую судьбу.

Одной из лучших ролей Ивана, считается образ отца главной героини в пронзительной драме Василия Шукшина «Калина красная», фразы из которой стали крылатыми и ушли в народ.

«Вечный стахановец», в отличии от ветреной актерской братии, был женат лишь один раз. Шестьдесят лет с актрисой Ниной Никольской пролетели, как один день.

В 2003 году, после продолжительной болезни, актриса умерла на руках безутешного мужа, а через год Иван Петрович отправился вслед за любимой женой.

Николай Парфёнов

Ретроград из месткома , педантичный бухгалтер, твердолобый управдом или неуживчивый пенсионер-десятки образов, ворчливых и занозистых стариков воплотил на экране Николай Парфёнов.

Лучше всего у него получались роли бюрократов средней руки, трусоватых, но упрямых, без чувства юмора, консерваторов до мозга костей.

Меж тем, его герои общественники, которые пытаются действовать во благо общества, правда трактуют это благо весьма специфически.

Николай родился в Российский Империи, а в тридцатых семья Парфёновых попала в жернова коллективизации. Всё движимое и недвижимое имущество отошло колхозу, а многодетное семейство кулацких прихвостней «выпнули» из родного села.

Такой «коленкор» не обескуражил Парфёновых и покружив по стране, Николай с братом и сестрами перебрался в Москву.

Коля с малых лет грезил театром и модным в те годы синематографом. Оказавшись в столице он не упустил возможности поступить в театральный и подал документы в школу при театре имени Моссовета.

Приемной комиссии пришелся по душе «смешной и неотесанный парубок» с искринкой в глазах, и после обучения Николай был принят в труппу Театра Моссовета, которому впоследствии отдал 60 лет жизни и весь свой творческий запал.

Сначала талантливого парня заметили в театре, а позже и кинорежиссёры «рассмотрели» сатирический талант Парфёнова и стали приглашать в свои фильмы. Правда, большой успех к Николаю пришел лишь с возрастом.

Образ мелкого, твердолобого чиновника, исполненный Парфёновым стал хрестоматийным у режиссеров киножурнала «Фитиль». Николай Иванович снялся в десятках сатирических короткометражек, тактично высмеивающих перекосы социалистического бытия.

Актер играл с такой убедительностью и серьезностью, что буквально за пару секунд мог поменять комедийный образ на драматический или наоборот. Зрители, смеющиеся в голос, уже через минуту сочувствовали персонажу Николая Ивановичу, а еще через мгновенье вновь смеялись над его потешной серьезностью.

Последние годы жизни актер провел незавидно. Все сбережения, которые они с женой откладывал на старость, «сгорели» в время реформ 90-х. По состоянию здоровья ему пришлось уйти из театра и существовать на грошовую пенсию.

В 1998 году ушла из жизни супруга Николая Ивановича Лариса Алексеевна, а меньше чем через год, в рождественскую ночь 1999 года, не стало и Николая Парфенова.

Вот так сложились судьбы двух замечательных советских «стариков», великих мастеров эпизода.

Оцените статью